Акаев не уходит


Вчера утром Центральная избирательная комиссия Киргизии утвердила итоги завершившихся 13 марта парламентских выборов по 69 из 75 избирательных округов. Уже днем в Бишкеке открылась первая сессия нового парламента, в которой приняли участие 58 депутатов.

Выступая перед депутатами, Акаев пообещал, что не будет вводить чрезвычайное положение и предпринимать силовые меры против оппозиции. А вечером в специальном телеобращении президент объявил, что его досрочная отставка “не в компетенции каких-либо политических сил” и он не собирается “вести на эту тему какие-либо переговоры”.

Отунбаева заявила “Ведомостям”, что действия президента “показывают, что он по-прежнему не намерен идти на диалог с народом”. Она настаивает, что отказ Акаева от введения чрезвычайного положения – лишь признание бессилия, поскольку “он уже не контролирует половину страны”.

По информации председателя оппозиционной Партии демократического развития Киргизии Мамбетжунуса Абылова, группа из 20 беспартийных депутатов нового парламента (назвать их имена он отказался) еще в понедельник предложила Акаеву посредничество в переговорах с оппозицией. Абылов пересказал предлагавшиеся условия: итоги выборов не оспариваются и не отменяются в обмен на досрочную отставку президента. Акаеву и его окружению, по словам Абылова, предлагались гарантии неприкосновенности. Абылов верит в перспективу переговоров. Но Отунбаева заявила, что ей не известно о каких-либо попытках договориться с Акаевым.

По словам Отунбаевой, в Оше и Джалал-Абаде на митингах и собраниях оппозиции “многие призывают к маршу на Бишкек, формируются инициативные группы и кто-то уже мог выдвинуться к столице”. Однако, по ее словам, лидеры оппозиции эти действия не поддерживают и в них не участвуют”. Пресс-секретарь МВД Киргизии Нурдин Жангареев заявил вчера, что информация о выдвижении оппозиционеров в сторону Бишкека “отсутствует”.

Положение Акаева “достаточно прочно”, он контролирует север страны и столицу, говорит Сергей Михеев из Центра политических технологий. Силовые акции оппозиции, по мнению Михеева, ведут к ее дальнейшей дискредитации и “могут быть даже выгодны Акаеву”. Бархатная революция по украинскому образцу “уже не получилась”, считает эксперт, поскольку налицо угроза кровавого конфликта. Михеев также не исключает возможности ведения тайных переговоров. С ним согласен Сергей Лузянин из МГИМО, который напоминает, что между наиболее влиятельными лидерами оппозиции – Бакиевым и Отунбаевой – всегда были значительные расхождения, а “потому нельзя исключать, что часть оппозиционеров, в принципе, могла пойти на сепаратные переговоры с Акаевым”.