Саммит в пользу Франции


Завершившийся вчера саммит ЕС решил пересмотреть Лиссабонскую стратегию экономического развития. Ее целью был средний рост европейского ВВП на 3% в год, и за 2000–2010 г. ЕС по темпам роста должен был сравняться с США, Китаем и Индией. Авторы плана “выдвинули нереальные задачи”, констатировал на саммите председатель Европарламента Хосеп Боррель. Теперь инициировать экономические реформы будут национальные правительства, которые представят первые планы к середине июня. О конкуренции с США и Китаем речь больше не идет.

Саммит утвердил и предложенное министрами финансов ЕС смягчение Пакта о стабильности и росте. Оно позволит государствам, чей дефицит не вписывается в лимит 3% ВВП, обойти это ограничение, ссылаясь на расходы на “расширение” ЕС или общеевропейскую интеграцию. А вот план либерализации европейского рынка услуг провалился. Реформа должна была облегчить доступ на рынки стран Западной Европы поставщиков услуг из восточноевропейских стран ЕС. Но Франция и Германия, опасаясь роста безработицы, заблокировали эти изменения.

Саммит в целом прошел под знаком французского доминирования. Смягчение Пакта о стабильности выгодно, в первую очередь, Франции и Германии – двум крупнейшим европейским экономикам, уже третий год выходящим со своим дефицитом за планку в 3% ВВП. Еврокомиссия предпочитает идти навстречу Парижу, поскольку боится провала назначенного на 29 апреля референдума, на котором французы должны одобрить или отвергнуть Конституцию ЕС. Пока, по соцопросам, больше половины населения Франции намерены голосовать против, а провал первого из серии референдумов может сорвать одобрение конституции в других странах ЕС, поясняет Джулиус ди Энн из лондонского Королевского института международных отношений. Решения саммита отражают сложившийся в Европе баланс интересов, констатирует Катинка Бариш из Центра европейской реформы в Лондоне. Франция и Германия, “моторы расширения ЕС”, готовы проводить реформы, но не хотят, чтобы их подталкивали. Эти страны понесли и основные издержки, связанные с поддержкой новых членов ЕС, замечает Бариш.