Губернаторская партия


“Политика любой партии – это приход к власти и влияние на принятие решений, а если губернатор не состоит в партии и его действия противоречат позиции партии, то де-факто это означает отсутствие влияния в регионе”, – полагает член президиума генсовета “Единой России” Вячеслав Володин. Однако он утверждает, что никакого плана по привлечению руководителей в ее ряды, спущенного в регионы, нет, а “Единая Россия” очень внимательно относится к заявлениям губернаторов о вступлении в партию. “Мы обсуждаем кандидатуры на генсовете и проверяем, разделяют ли они наши взгляды и готовы ли работать по нашим принципам. Несколько раз мы откладывали на месяц окончательное решение, – рассказывает Володин. – Иначе есть риск, что губернатор будет либо дискредитировать нас, либо просто прислонится к партии, пока она у власти, а завтра будет искать новую партию”.

Губернаторы, вступившие в “Единую Россию”, в восторге от своей новой партии. “Меня привлекают люди, которые сегодня состоят в этой партии, а также ценности и взгляды, которых они придерживаются, – передал “Ведомостям” президент Республики Коми Владимир Торлопов, которого приняли в декабре прошлого года. – Это партия дела, пусть решения, которые принимаются, порой непопулярны в обществе, но они ведут к лучшему”. Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын, вступивший в “Единую Россию” еще в 2003 г., говорит, что партийная дисциплина позволяет лучше проводить в жизнь решения правительства и администрации президента.

У тех, кто еще не записался в партию, свои резоны. “Во время выборов я обещал, что буду губернатором для всех жителей области, – объясняет губернатор одного из поволжских регионов, пожелавший сохранить анонимность. – Если я вступлю в “Единую Россию”, то меня тут же начнут обвинять в лоббировании ее интересов”.

“Единороссов” уже так много, что членство в партии не дает губернаторам гарантий сохранения поста. Так, многолетнему губернатору Саратовской области Дмитрию Аяцкову президент предпочел атомщика Игоря Ипатова. Губернатор Корякского автономного округа Владимир Логинов, переизбранный в прошлом году, был снят со своего поста, и исполняющим обязанности главы был назначен Олег Кожемяко. А губернатора Ненецкого АО членство в партии не уберегло от целой серии судов и снятия с выборов, на его место избрался Алексей Баринов. Все шестеро – “единороссы”.

“Скоро почти все губернаторы и президенты республик будут членами партии, – полагает директор по стратегиям и аналитике группы компаний “Николло М” Михаил Афанасьев. – Партийные инстанции станут для них одним из каналов лоббирования при отборе кандидатов на губернаторские посты в Кремле”. А по мнению президента Института национальной стратегии Станислава Белковского, больше 50 губернаторов завлечь в “Единую Россию” не получится. “Популярность партии стремительно падает, а жизнь показывает, что членство в ней не спасает от увольнения”, – напоминает эксперт. Более того, Белковский считает, что скоро может начаться обратный процесс. “Губернаторам придется решать, брать ответственность на себя или перекладывать ее на федеральный центр, где есть только неприкосновенный президент и “Единая Россия”, из которой можно будет громко выйти, – предсказывает Белковский. – Опыт Лужкова, который сейчас напропалую ругает свою партию, может развиться и распространиться”.