“Ренессанс” пересчитал абонентов


“Когда мы говорим инвесторам, что в Москве проникновение превысило 101%, они всегда хотят узнать реальную цифру”, – жалуется аналитик “Атона” Елена Баженова. Операторы сейчас оценивают количество абонентов по числу заключенных контрактов (проданных SIM-карт), но эта методика в последнее время вызывает все больше нареканий. Опираясь на свои расчеты, маркетологи крупнейшей сети салонов связи “Евросеть” объявили в январе, что на руках у населения находится 45,7 млн работающих мобильников, в то время как исследовательское агентство ACM-Consulting, аккумулирующее данные по общепринятой методике, говорит о 74,3 млн сотовых абонентов.

Общепринятые данные о количестве сотовых абонентов в России не дают инвесторам представления о том, сколько еще операторы могут здесь заработать, уверен ведущий аналитик “Ренессанс Капитала” Александр Казбеги. Российские сотовые компании и абоненты ведут себя иначе, чем западные, говорит он. Там пользователи платят за связь кредитными картами и потому серьезнее относятся к контрактам – не заводят по нескольку SIM-карт. “А у нас многие имеют по 2–3 SIM-карты, а некоторые операторы считают своими абонентами тех, кто перестал пользоваться услугами менее шести месяцев назад, а не трех, как в Европе”, – говорит Казбеги.

В отчете “Считайте деньги, а не SIM-карты и следите за доходами” Казбеги и другой аналитик “Ренессанс Капитала” – Ольга Жилинская предлагают использовать показатель wallet penetration (проникновение в кошелек). Авторы отчета исходят из предположения, что к 2010 г. траты среднего россиянина на сотовую связь достигнут 3,5% от доходов (общемировой уровень, сейчас в России он равен 2,3%). Показатель wallet penetration в каждый конкретный момент аналитики предлагают считать как долю от расходов абонента на сотовую связь в 2010 г., когда, по их расчетам, владельцами сотовых телефонов станут все жители страны, кроме детей младше 10 лет и стариков старше 70 лет. В прошлом году wallet penetration в нашей стране равнялся, по их подсчетам, 35%, в этом может достигнуть 52%.

Казбеги не питает надежд, что весь рынок в одночасье переключится на оценки с помощью wallet penetration. “Но это простой метод для оценки, который должен помочь инвесторам”, – надеется он.

Аналитик ACM-Consulting Александр Шатиков не видит смысла отказываться от общепринятой методологии. “В прошлом году МТС и “ВымпелКом” проводили агрессивные маркетинговые акции, – говорит он, – в результате выросло число мертвых душ, и все критикуют показатель проникновения”. Но завтра операторы опять могут поменять свою политику, рассуждает Шатиков, а статистике нужна преемственность. Он добавил, что инвесторы и сейчас ориентируются на финансовые показатели работы операторов.

Представитель “Евросети” Татьяна Гуляева считает, что у методики “Ренессанс Капитала” уязвимое место – она использует официальную статистику и при оценке числа жителей России и их расходов. А к официальной статистике нужно относиться осторожно, говорит Гуляева.

В МТС и “ВымпелКоме” с большим интересом отнеслись к отчету “Ренессанс Капитала”. Пресс-секретарь “ВымпелКома” Юлия Остроухова сообщила, что Александр Казбеги уже обсудил свои идеи с представителями оператора. “Может быть, мы возьмем их на заметку, но пока ничего об этом не решили”, – заметила она. Директор по связям с общественностью МТС Павел Нефедов считает, что исследование “Ренессанс Капитала” лишний раз подтверждает рост важности финансовых показателей для инвесторов. А пресс-секретарь “МегаФона” Марина Белашева напомнила, что российские операторы по-разному учитывают абонентов. Поэтому она полагает, что логичнее не сравнивать число абонентов разных компаний, а смотреть на динамику их финансовых показателей.