GM наметила первые жертвы


Для GM наступили тяжелые дни. На прошлой неделе компания объявила, что в I квартале 2005 г. ожидает убытка в $1,5 на акцию, и понизила годовой прогноз с $4–5 до $1–2. В день объявления акции корпорации рухнули на 12%. По подсчетам аналитиков, только в I квартале ее чистые убытки составят $850 млн. После этого рейтинговое агентство Standard & Poor’s снизило прогноз рейтинга компании до негативного. А Merrill Lynch изменила рекомендации по ее акциям с “держать” до “продавать”. В прошлый вторник GE Capital объявила об отзыве кредитной линии для GM на $2 млрд.

На прошлой неделе на конференции автопроизводителей в Нью-Йорке заместитель председателя совета директоров GM Боб Лютц заявил, что компания может “постепенно свернуть” производство Pontiac и Buick, если эти “убыточные брэнды” не начнут лучше продаваться. Он надеется, что компании удастся этого избежать. “Нам нужно сохранять существующие брэнды”, – уверен Лютц.

Американские аналитики думают, что это не так, а разнообразие брэндов только создает компании проблемы. GM необходимо сократить число выпускаемых марок, пишет аналитик автомобильной отрасли Мериэнн Келлер в инвестиционном бюллетене Barron’s. Восемь брэндов – слишком много для того, чтобы занимать 25% американского рынка легковых машин. “Toyota продает примерно половину машин от реализуемых GM, торгуя всего двумя брэндами – Toyota и Lexus”, – говорит Келлер.

“Некоторые из брэндов все равно уже умерли, просто [в GM] еще этого не осознали”, – считает Рон Тадросс из Bank of America Securities. По данным международной консалтинговой компании в автомобильной сфере CSM Worldwide, продажи Buick и Pontiac в США неуклонно падают. Если в 2002 г. GM продала 432 000 машин Buick, то в 2003 г. цифра снизилась до 336 788, а в 2004 г. GM реализовала всего 309 339 штук. По сравнению с Buick второй кандидат на выбывание – Pontiac показал лучшие результаты. В 2002 г. продажи Pontiac составили 516 832, в 2003 г. 475 615, а в 2004 г. продажи снизились всего на 1000 машин до 474 179.

По мнению руководителя аналитического отдела по Северной Америке CSM Worldwide Майка Джексона, проблема Buick в нечетком позиционировании и неправильном выборе ниши для своих автомобилей. Buick дороже массовых машин вроде Ford, но не дотягивает до машин класса luxury, таких, как Lexus, объясняет он. К тому же эта марка не пользуется популярностью среди молодежи. Та же проблема и у Pontiac, главным конкурентом которого в США считается Nissan, продажи которого только растут. Если в 2003 г. они составили 675 638, то в 2004 г. было продано уже 855 000. “Новые брэнды всегда привлекают потребителей”, – говорит Джексон.

Новый руководитель продаж GM в Америке Марк Ланив считает, что проблемы обоих брэндов можно решить с помощью новой рекламной кампании. В рекламе Buick Ланив собирается сделать акцент на качестве брэнда, а Pontiac необходимо вернуть образ 60-х – “жесткого уличного хулигана”.

Одновременно компания готова отказаться от разработки заднеприводных среднеразмерных машин. Высвободившиеся деньги GM потратит на то, чтобы ускорить вывод на рынок новых внедорожников. “Даже если машины появятся на пару месяцев раньше – это сыграет огромную роль”, – сказал Лютц. Речь идет о новых внедорожниках на базе Chevy Suburban и GMC Yukon. GM надеется, что доходы от продажи внедорожников помогут компании профинансировать создание новых машин и возродить более слабые брэнды вроде Pontiac и Buick.

Но новых моделей недостаточно для выхода из кризиса, думают эксперты. Основной проблемой компании остаются огромные траты на страховку и соцпакет бывших и нынешних сотрудников GM. В 2005 г. компания собирается потратить на медицинскую страховку $5,6 млрд, что на $1 млрд больше, чем в 2004 г. Как сказал глава GM North America Герри Каугера, в этом году “компании предстоит договориться с рабочими”.

По мнению аналитика J.P. Morgan Securities Химаншу Пателя, главное для GM добиться уступок со стороны профсоюза. “Они слишком щедры по сравнению с другими”, – считает Патель. Переговоры могут затянуться, по словам Рона Тадросса из Bank of America: “GM нужны большие уступки, а это займет много времени”. Даже если компании удастся убедить профсоюз уменьшить соцпакет на 20%, “этого все равно будет недостаточно”, говорит Тадросс. (Использована информация WSJ.)