КТК просят поднять тарифы


На протяжении последних нескольких лет российские чиновники упрекают КТК в неэффективной работе – все заработанные средства идут на погашение кредитов, а акционерам ничего не достается. Выход из положения они видят в повышении тарифа на прокачку. Однако другим акционерам – нефтяным компаниям, пользующимся услугами КТК, это невыгодно. Тариф был зафиксирован в соглашении акционеров еще до строительства трубопровода и с тех пор индексируется только в соответствии с инфляцией. Сейчас он составляет $27 за тонну.

В апреле акционеры КТК должны одобрить строительство второй очереди трубопровода. Но в пятницу руководитель Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян заявил, что Россия не поддержит предложение об увеличении мощности трубопровода, если все акционеры не согласятся с принятием новой методики расчета тарифов с учетом внутренней нормы рентабельности проекта. Пока, по его словам, акционеры КТК согласились лишь на разовое увеличение тарифа на $2,5 за тонну.

Но представитель пресс-службы КТК замечает, что международные капиталоемкие проекты почти никогда не бывают рентабельными в течение первых нескольких лет эксплуатации. По его словам, акционеры намерены на совещании 1 марта в Астане завершить подготовку механизма перерасчета тарифа. Если это произойдет, то уже в 2006 г. начнется строительство новой очереди КТК, которое завершится в 2008 г.

Представитель одной из компаний – акционеров КТК не согласен с претензиями российских властей. Он указывает, что тариф на прокачку согласовывался с банками – кредиторами КТК и без их ведома тариф менять нельзя. “Но это даже не главное, – говорит собеседник “Ведомостей”. – Сейчас уже реализуются альтернативные проекты экспорта казахстанской нефти – труба в Китай и система Баку – Тбилиси – Джейхан. И удорожание прокачки может сделать КТК неконкурентоспособным по сравнению с этими проектами”.

Но аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что российское правительство все же добьется своего. “Расширение системы [акционерам КТК] необходимо как воздух: к 2006 г. добыча на Тенгизе должна вырасти с нынешних 13,5 млн т до 23 млн т, и, если мощность КТК не увеличить, это поставит под угрозу развитие всего тенгизского проекта”, – полагает эксперт. Нестеров также отмечает, что переговорную позицию российской стороны усиливает то, что ей некуда спешить – ведь это не ее нефть транспортируется по системе КТК.