РЖД спрятала прибыль


В минувшую пятницу президент РЖД Геннадий Фадеев объявил о том, что чистая прибыль компании за прошлый год по РСБУ составила около 8 млрд руб. А представитель РЖД уточнил, что речь идет о 8,7 млрд руб., как это и было запланировано в бюджете компании на нынешний год.

При этом ранее железнодорожники давали понять, что на самом деле РЖД заработает намного больше. Еще в феврале Фадеев обещал направить на выплату дивидендов 1,6 млрд руб., что составит не более 10% чистой прибыли за 2004 г. К тому же только за I квартал 2004 г. РЖД отчиталась о 9,8 млрд руб. чистой прибыли, а за девять месяцев – о 16,6 млрд руб. при выручке в 490,7 млрд руб.

Железнодорожники утверждают, что всему виной – рост затрат. “Из-за безудержного роста цен на целый ряд закупаемой продукции мы с большим трудом выдержали плановые показатели”, – заявила “Ведомостям” вице-президент РЖД Анна Белова. Вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев комментировать пятничное заявление Фадеева отказался, сославшись на то, что отчет за 2004 г. еще верстается и будет утверждаться советом директоров только в апреле. А сам Фадеев лишь пообещал, что в нынешнем году компания планирует получить 16,9 млрд руб. чистой прибыли.

Чиновников заявление Фадеева ошеломило. “Не могу представить себе такие убытки за IV квартал, чтобы за год прибыль была вдвое меньше, чем за девять месяцев”, – говорит чиновник Минтранса. Но руководитель аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова не исключает того, что РЖД намеренно сократила прибыль. По ее словам, для этого достаточно “добросовестной” работы бухгалтера.

Однажды такой прецедент уже был. Консолидированная отчетность МПС за 2002 г. гласила, что чистые убытки монополии составили без малого $2 млрд. Данные о громадных убытках оказались как нельзя кстати. Они были преданы огласке осенью, когда МПС торговалось с регуляторами о величине индексации тарифов в 2002 г. Но правительство не испугалось и ограничилось индексацией тарифов на 12%, так как убытки оказались виртуальными. 34,5 млрд руб. аудиторы зарезервировали под выплаты по “отложенному налогу на прибыль”. Бумажный резерв был сформирован из-за разницы балансовой и рыночной стоимости активов монополиста. Заодно в убытки была отнесена и реструктурированная задолженность МПС перед федеральным бюджетом на сумму 28 млрд руб.

Одинцова допускает, что прибыль РЖД за прошлый год снижена, чтобы не платить высоких дивидендов государству. РЖД хочет направить их на финансирование проекта по переносу железнодорожной ветки из зоны затопления принадлежащей РАО “ЕЭС России” Бурейской ГЭС. Но чиновник Минтранса говорит, что от дивидендов правительство вряд ли откажется: “Прецедентов таких во всяком случае не было”. Одинцова уверена, что, скорее всего, компания “переберегла” финансовые ресурсы до времен, когда сможет более рационально распорядиться ими.