Штучное предложение


Новосибирский рынок загородной недвижимости находится в зачаточном состоянии, говорит директор агентства “Эрмитаж” Тимур Тагиров: “Пока объявления о продаже коттеджа пишутся буквально на заборе при въезде в поселок. Продавец и покупатель разыскивают друг друга сами, а через агентства проходит лишь малая часть сделок”. С ним согласен директор агентства “Дельта” Владимир Затримайлов, по словам которого за год через “Дельту” продается не более 10 коттеджей: “Продажа коттеджа на вторичном рынке занимает в среднем год, а то и полтора – при условии, что его цена не превышает $150 000. Желающих купить готовый коттедж немного. Состоятельных клиентов не устраивает отсутствие инфраструктуры и коммуникаций, часто – архитектура здания”.

Покупателей на дорогие коттеджи приходится искать очень долго, сетует Затримайлов. “У нас второй год продаются коттеджи площадью 1000 кв. м на ОбьГЭС за $300 000 под самоотделку и за $800 000 на 500 кв. м в Новом поселке. Даже не знаю, найдется ли на них покупатель”, – говорит он.

В агентстве “Эрмитаж” выставлен за $1,5 млн дом в 700 кв. м в поселке Красный Яр. Покупателя на него также пока не нашлось, говорит специалист по загородной недвижимости агентства Ольга Коновальцева. “Дорогие коттеджи редко продаются по заявленной цене. Продавец, так и не дождавшись покупателя в течение года, снижает цену. Лучше всего уходят небольшие коттеджи площадью 300–400 кв. м”, – отмечает Коновальцева. По ее данным, средняя цена недостроенных коттеджей составляет $100 000–150 000, сданных под ключ – от $200 000.

По мнению директора риэлторской компании “Авега” Александра Назарова, состоятельные владельцы особняков предпочитают обходиться без посредников. Риэлторы прохладно реагируют на предложения по сделкам с коттеджами, несмотря на хорошие комиссионные. Продажа коттеджей намного более трудоемка, нежели продажа квартир. По его словам, одно агентство за год продает не более 10 объектов.

О том, что рынок загородной недвижимости только начинает формироваться, говорит и специалист по загородной недвижимости агентства “Акрополь” Петр Тюнев: “Сейчас завершаются работы в коттеджных поселках, заложенных еще в 90-х гг., – проводятся газ, водоснабжение, канализация, создается инфраструктура. Такие поселки становятся интересными для покупателей”. После подведения коммуникаций популярность домов в коттеджном поселке “Благовещенка” (Нижняя Ельцовка) возросла. “После появления газопровода участки в 10–12 соток продаются по цене около $5000, ранее они продавались по $2000–3000”, – рассказывает заместитель директора компании “Благовещенка” Валентин Востров.

Оценивая запросы клиентов, специалист по загородной недвижимости агентства НИАН Сергей Зубинин говорит, что наибольшим спросом пользуются коттеджи в районе ВАСХНИЛа и Заельцовского бора. Тюнев отмечает постоянный интерес к участкам рядом “с большой водой” – на берегу реки Оби и Новосибирского водохранилища. Их цена доходит до $5000 за сотку. Большинство сделок происходит на вторичном рынке и, как правило, это бывает участок с недостроем или постройкой под снос, поясняет Тюнев. Затримайлов говорит, что в Советском районе одно из самых престижных мест для строительства коттеджей – поселок Кирова. Там стоимость земли доходит до 50 000–100 000 руб. за сотку.

Одной из первых в Новосибирске реализовать проект коттеджного поселка решила компания “АВС-офис”. Как рассказал директор компании Олег Луговой, “АВС-офис” приобрела 20 га земли в районе Бердского залива и в течение трех лет планирует построить там коттеджный поселок. “Мы предложим клиентам дома площадью 250–350 кв. м по трем-четырем типовым проектам”, – рассказывает Луговой. Стоимость дома с участком 15 соток составит 3–5 млн руб., а основными инвесторами помимо “АВС-офис” выступают несколько фирм, которых Луговой не назвал. Приступить к реализации проекта компания планирует уже летом.

Новосибирских девелоперов пока больше привлекает коммерческая недвижимость, рынок которой в основном сформирован, считает директор “Авеги” Александр Назаров. По его мнению, первый удачный опыт в сфере загородной недвижимости может подтолкнуть другие компании на реализацию аналогичных проектов: “Многие люди, проживающие в квартирах, хотели бы перебраться в собственное жилье за городом. Если застройщик предложит коттедж, сравнимый по стоимости с городской квартирой, с инфраструктурой, расположенный в хорошем месте, то спрос будет гарантирован”.