Курс взят на Запад


В решении руководства РНО сказалось разочарование – но вовсе не Плетневым, а опытом сотрудничества частного оркестра с государством. Решение принял сам Михаил Плетнев: “В начале 90-х гг. мы не просили у государства денег, потому что их у него тогда не было. А сейчас и на новые оркестры средства находятся, и на новые залы, но только не для нас. Два года назад нам были даны некоторые скромные обещания, скорее символические, но и они не были выполнены даже наполовину. Государственными наградами и званиями я не обделен, но если эти награды за творчество, то нужно бы и условия для творчества создать”.

Михаил Плетнев уже второй раз складывает с себя полномочия руководства своим детищем – независимым оркестром, в 1990 г. ставшим пионером частной инициативы в оркестровом деле. Хотя имя Плетнева, уровень игры оркестра и его умелый менеджмент быстро вывели РНО к мировому успеху, в самой России оркестр существовал в неравных условиях по сравнению с государственными коллективами. В 1999 г. Плетнев уступил место музыканту, популярному у власти, – Владимиру Спивакову. Однако через три года союз РНО со Спиваковым закончился открытым конфликтом и развалом оркестра, половина состава которого ушла вслед за Спиваковым в созданный им государственный Национальный филармонический оркестр России.

Тогда Плетнев снова возглавил РНО, обновил его состав и восстановил его репутацию. Государство, разрешившее Спивакову создать новый оркестр, сделало жест и в пользу РНО, свидетельствующий об официальном признании заслуг независимого оркестра перед российской культурой. В мае 2003 г. между Фондом РНО и Министерством культуры было подписано соглашение о сотрудничестве, а Михаил Швыдкой, находившийся тогда в чине министра, обещал предоставить РНО финансовую помощь в форме государственного культурного заказа.

Обсуждалась сумма от 10 до 15 млн. руб. Цифры, приведенные “Ведомостям” начальником Управления современного искусства Федерального агентства по культуре и кинематографии Майей Кобахидзе, таковы: в прошлом году на проекты РНО выделено 6 млн руб., в этом году пока 4 млн, но еще 3 млн будет выделено осенью. Сверх этих денег РНО получает гонорары, деньги на перелеты и аренду залов – когда участвует в проектах агентства. Однако РНО по-прежнему остается в неравном положении с государственными оркестрами – особенно с теми из них, кто получил в 2003 г. президентские гранты (более 50 млн руб. в год). И вот Михаил Плетнев снова покинул поле боя.

Сегодняшние отношения частного оркестра с Федеральным агентством напоминают отнюдь не конфликт, а идиллию, царящую в бедной семье. “Швыдкой хочет помочь, но не в силах, потому что у нас в государстве все решает один человек”, – сказал “Ведомостям” президент Фонда РНО Сергей Марков. “Даже если Михаил Плетнев разочарован нашим сотрудничеством и принял такое решение, мы все равно будем поддерживать его и созданный им оркестр, – заверила Майя Кобахидзе. – Проблема в том, что мы не можем платить частному оркестру зарплату, как мы платим многим государственным оркестрам просто за то, что они есть, независимо от результата. А РНО приходится отрабатывать каждый рубль”.

Внешне “изменения в системе творческого управления” оркестром выглядят косметическими. Плетнев останется почетным дирижером и главой дирижерской коллегии, продолжит выступать с РНО как дирижер и пианист. Новый музыкальный руководитель Владимир Юровский уже два года как входит в дирижерскую коллегию оркестра – теперь же количество его выступлений с РНО еще несколько увеличится. Однако смена руководства символична. Ставка на помощь государства не оправдалась, и теперь частный оркестр снова, как и в нищие 90-е гг., делает ставку на западный мир. В глазах мира с оркестром будет ассоциироваться не только имя Плетнева, но и имя Юровского, уже сделавшего одну из самых блестящих западных карьер. Вчера оркестр улетел на гастроли в Англию, там 31 марта состоится совместная встреча Михаила Плетнева, Владимира Юровского и Сергея Маркова с западными журналистами. Им, вероятно, предстоит услышать о том, с какими проблемами сталкивается в России искусство национальное де-факто, но все так же независимое де-юре.