КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Нашел выход


Российский автопром разделился на два лагеря. В первом собрались все ведущие автопроизводители – “АвтоВАЗ”, “Руспромавто”, КамАЗ и группа “СОК”. Второй пока состоит из одной лишь “Северсталь-Авто”. Разногласия между ними принципиальные. Первые выступают против снижения пошлин на ввоз автокомпонентов и, соответственно, ускорения прихода иностранных автоконцернов в Россию. Вторая, наоборот, изо всех сил ратует за снятие таможенных барьеров. Еще недавно хозяин “Северсталь-Авто” Алексей Мордашов вместе с Олегом Дерипаской и Владимиром Каданниковым в один голос убеждали Владимира Путина поднять пошлины на иномарки. Мордашов еще три года назад в интервью “Ведомостям” пугал, что, если обнулить пошлины на иномарки, “умрет индустрия комплектующих”, а автопром “сожмется до размеров нескольких сборочных заводов”.

Но теперь дорожки бывших единомышленников разошлись. Причины коллизии известны. У всех российских автомобильных компаний цель одна – найти зарубежного партнера, который предоставит опыт и технологии, а также поможет с разработкой новых автомобилей. “АвтоВАЗ” таким партнером обзавелся. И теперь терпеливо ждет, когда General Motors разработает модель, которая встанет на вазовский конвейер. “Руспромавто” пока в поиске.

А “Северсталь-Авто” этот путь уже прошла. Компания перетряхнула свои активы, навела глянец в финансах (да так, что по рентабельности переплюнула всех конкурентов) и нашла партнера – южнокорейскую Ssang Yong. В нынешнем году “Северсталь-Авто” дважды порадует потребителей. Летом – бюджетным внедорожником UAZ Patriot (от $12 000), а осенью – внедорожником для среднего класса Ssang Yong Rexton (от $25 000). Для инвесторов, как, впрочем, и для себя лично, Мордашов припас другой подарок. В ближайшие три месяца он разместит на бирже 30% принадлежащих ему акций. Эксперты ожидают, что за треть компании магнат получит до $150 млн. Так что вся “Северсталь-Авто” стоит около $0,5 млрд. Сомневаюсь, что на покупку двух заводов – УАЗа и ЗМЗ – Мордашов потратил больше $100 млн.

Менеджеры “Северсталь-Авто” не скрывают, что в ближайшее время компания не намерена тратиться на разработку новых моделей, а сделает ставку на иномарки. Но долго на этом не протянешь. Автомобильный рынок сегодня – это арена борьбы нескольких глобальных гигантов. А Ssang Yong, по сути, отличается от “Северсталь-Авто” лишь тем, что его автомобили лучше качеством и дороже. Как ни крути, но “Северсталь-Авто”, скорее всего, будет и дальше искать инвестора-гиганта. Публичной компании с современным автомобилем в портфеле это сделать будет намного проще.