Корейский автобан


Новая платная дорога Москва – Петербург пройдет в обход населенных пунктов и позволит водителям добираться из одной столицы в другую за четыре с половиной часа, рассказывает руководитель Федерального дорожного агентства Олег Белозеров.

Основным потребителем услуг новой трассы станут компании, доставляющие товары из санкт-петербургского порта в Москву, полагают чиновники. Автобаном будут пользоваться 90% грузоперевозчиков, если стоимость проезда по ней не превысит 1000 руб. за машину, полагает замдиректора транспортной компании “Трастфорум” Александр Нестеров. “Если туда-обратно можно будет съездить за сутки вместо двух или трех, это будет выгодно”, – объясняет он. К тому же существующая трасса разбита. “Все ездят и чертыхаются, – рассказывает Нестеров. – Наездив полгода на любой машине – что на нашей, что на иномарке, – приходится полностью ремонтировать подвеску”.

Новый автобан должен стать образцом частно-государственного партнерства. По замыслу чиновников как минимум половину инвестиций в ее строительство возьмут на себя частные инвесторы. В прошлом году Минтранс оценил стоимость проекта в 180 млрд руб. Окончательную цену вопроса определят “ГипродорНИИ” и Ernst & Young, выигравшие конкурс Минтранса. Подряд на строительство и права на эксплуатацию трассы чиновники собираются выставить на конкурс уже в декабре. По планам Минтранса, стройка начнется в 2006 или 2007 г. и продлится четыре-пять лет.

Хотя конкурс еще не объявлен, инвесторы уже начинают интересоваться деталями проекта. Представители Lotte Engineering & Construction потратили три недели на изучение действующей трассы, после чего выразили готовность к сотрудничеству, рассказывает Сергей Быстров, директор федерального госучреждения “Дороги России”, которое выполняет функцию госзаказчика строительства платных автотрасс. Факт переговоров с российскими властями о строительстве платной дороги Москва – Петербург подтвердил представитель офиса Lotte в Сеуле. По его словам, компания пока не приняла окончательного решения об участии в проекте.

“Для компаний, строящих платные дороги, интересны проекты с трафиком от 20 000 машин в сутки, – объясняет Быстров. – Мы же готовы предложить им трафик от 100 000 машин с ежегодным приростом на 3–7%”. Помимо собственно платы за проезд инвесторы смогут зарабатывать на торговых комплексах, отелях и рекламы вдоль трассы. Если на Западе нормальный срок окупаемости платной дороги – 20–25 лет, то в России окупаемость подобных проектов должна составить в среднем 15 лет, утверждает Быстров.

Lotte – не единственный претендент на участие в строительстве автобана, утверждают чиновники. По словам Белозерова, проектом интересуются турецкие компании и российские ФПГ. Их названия он не раскрывает. Никто из отечественных инвесторов, опрошенных “Ведомостями”, не признался в том, что жаждет вложиться в трассу между столицами. У “Интерроса” и “Альфа-Эко”, по словам их представителей, был интерес к созданию автобанов, но сейчас такие проекты не рассматриваются. АФК “Система” два года назад решила сосредоточиться на существующих направлениях развития, в которые дорожное строительство не входит, напоминает советник президента группы Владимир Рудашевский.