Договорились полюбовно


Внесудебная договоренность поставила точку в споре IFPI и “Рофф Текнолоджис”, который длился около года. Федерация объявила о возбуждении гражданского иска против завода 11 марта 2004 г. за выпуск контрафактных дисков западных исполнителей, среди них Кристина Агилера, Джастин Тимберлейк, Мисси Эллиот, Моби, группы Linkin Park, U2 и другие. Восемь западных звукозаписывающих компаний, входящих в IFPI, потребовали от завода выплатить компенсацию за пиратство в 40 млн руб. и прекратить производство этих дисков, а от властей – конфисковать оборудование для выпуска контрафактной продукции.

На днях IFPI объявила, что “Рофф” выплатил “значительную компенсацию”. Пресс-релиз федерации цитирует директора IFPI по лицензированию и судебным спорам Лаури Рехардта, заявившего, что это соглашение по выплате значительной суммы станет предупреждением для всех заводов в России и других странах, выпускающих контрафактные лазерные диски. Представитель IFPI Фиона Харли отказалась назвать “Ведомостям” сумму компенсации и дату подписания соглашения, сославшись на его конфиденциальность.

Не пожелавший представиться сотрудник “Рофф Текнолоджиз” сказал, что судебные споры может комментировать только гендиректор завода Артур Абрамян. Связаться с Абрамяном “Ведомостям” не удалось.

Опрошенные “Ведомостями” представители других антипиратских организаций выступили против внесудебных соглашений. “Когда мы даем доверенности региональным представителям, у нас в договоре исключен пункт о внесудебных соглашениях, – говорит исполнительный директор Национальной федерации производителей фонограмм Алексей Угринович, – в нашей стране такие договоренности попахивают сговором”. Не было случаев досудебного урегулирования и у Российской антипиратской организации, признает замдиректора организации Виктор Злотя. По его словам, бороться с пиратством необходимо с позиции закона.

Еще более категоричен президент ассоциации “Русский щит” Юрий Злобин. По его словам, любое внесудебное соглашение лишено здравого смысла с точки зрения правообладателя. “Пират в любом случае отдаст копейки по сравнению с тем, что зарабатывает, – уверен он, – для правообладателя это разгильдяйское отношение к собственности”. Он считает, что внесудебное урегулирование чревато для пострадавшего, ведь правоохранительные органы предложение договориться вне суда могут расценить как вымогательство.

С ним не согласны юристы. Глава компании “Русские эксперты” Александр Шмаков подчеркнул, что IFPI подавала гражданский иск против “Роффа”. А в гражданском суде превалируют экономические интересы сторон, считает он.

С ним соглашается и представляющий интересы Microsoft в России юрист компании Latham & Watkins Игорь Сосновский. По его словам, в России Гражданский кодекс составлен так, чтобы стороны могли решить дело миром. Этим, говорит юрист, он отличается от Уголовного кодекса – при уголовном расследовании, даже если стороны примирились и был заглажен вред потерпевшему, следователь или судья могут отказать в прекращении дела. По словам Сосновского, Microsoft нередко договаривается с различными компаниями вне стен суда в рамках российского законодательства. Но эти соглашения конфиденциальны, и стороны не раскрывают сумму компенсации, добавил он.