Турецкий гамбит “Альфы”


В последнее время россияне не жалеют денег на приобретения за границей: год назад “Норникель” купил 20% Gold Fields за $1,2 млрд, а “Северсталь” покупает 60% итальянской Lucchini за $500 млн. Но сделка с Turkсell может стать крупнейшей инвестицией россиян за рубежом, отмечает Стивен Дашевский из “Атона”.

Желание “Альфы” купить пакет Turkcell меньше контрольного озадачило экспертов. Тратить средства на 27% акций турецкого оператора, да еще в преддверии аукциона по продаже 75% минус 1 акция “Связьинвеста”, нелогично, считает Ростислав Мусиенко из “Брокеркредитсервиса”. А аналитик “Тройки Диалог“ Евгений Голосной называет Турцию “экзотичным рынком” с нечеткими правилами игры.

Неделю назад шведско-финская TeliaSonera объявила, что покупает у Cukurova Group 27% акций крупнейшего турецкого GSM-оператора Turkcell за $3,1 млрд. В результате доля TeliaSonera в Turkcell увеличится до 64,3%.

Внезапно в сделку вклинилась российская “Альфа-групп”. Она предложила приобрести 27% акций Turkcell по более высокой цене, чем предложила TeliaSonera, заявил вчера Reuters Кирилл Бабаев, вице-президент по внешним связям компании “Альфа-Телеком”. Источник в “Альфа-групп” сообщил “Ведомостям”, что продавец уже получил альтернативное предложение россиян. Какую сумму “Альфа” пообещала Cukurova Group, он сообщить отказался, сославшись на соглашение о конфиденциальности.

Денег у “Альфы” хватает. В 2003 г. группа и ее партнеры из “Access/Ренова” продали 50% ТНК британской BP за деньги и акции BP на сумму $7,75 млрд. В отчетности “Альфа-групп” за 2003 г. говорится, что в распоряжении ее акционеров на конец 2003 г. было $4,65 млрд. Еще $900 млн в виде дивидендов ТНК-BP поступили “Альфе” в 2004 г.

Но для рекорда есть препятствие: по словам источника в “Альфе”, по соглашению между акционерами Turkcell у каждого из них есть преимущественное право выкупа доли другого. Препятствие преодолимо, полагает управляющий партнер юридической компании “Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов: скорее всего, продавцу достаточно уведомить остальных акционеров о более выгодном предложении, и если те не предложат больше, то доля достанется стороннему претенденту. В Cukurova Group от комментариев воздержались. Представитель Turkcell Бахар Эрбенги не подтвердила и не опровергла наличие заявки от “Альфы”. Вице-президент TeliaSonera Майкл Конгстад напомнил, что его компания обязана исполнять соглашение с Cukurova Group.

“Альфу” не обязательно интересует сам турецкий оператор – она могла бы перепродать его TeliaSonera в обмен на ее долю в российском “МегаФоне” (35,6% акций), размышляет Александр Казбеги из “Ренессанс Капитала”. “Альфа” принадлежат 25,1% акций “МегаФона”, при этом другой акционер, фонд IPOC, уже полтора года пытается доказать в международных судах свои права на этот пакет. Купив долю TeliaSonera и “Телекоминвеста”, “Альфа” получила бы контроль над “МегаФоном” вне зависимости от исхода судебных баталий. По оценке “Ренессанса”, 66,9% акций “МегаФона” обошлись бы “Альфе” в $2,67 млрд. А Юлий Матевосов из ВТБ считает, что “Альфа” “просто пытается ввязаться в бой, а потом посмотреть, что из этого выйдет”.

Источник, близкий к “Альфе”, утверждает: если группа купит блокпакет Turkcell, то не станет менять его на другие активы. Турецкий оператор, владеющий долями в операторах стран СНГ, – это хороший бизнес, уверен он. В TeliaSonera и “МегаФоне” предположения аналитиков не комментируют. А гендиректор “Телекоминвеста” Максим Горохов заверил “Ведомости”, что его компания даже не рассматривает возможность выхода из “МегаФона”.