Автомобильный бизнес в Санкт-Петербурге: Под одной крышей


В конце апреля откроется автосалон “Мультимоторс”, в котором будет продаваться пять марок, принадлежащих концерну GМ – Opel, Chevrolet, Saab, Hummer, Cadillac. В строительство центра общей площадью 5000 кв. м вложено $6 млн, говорит брэнд-менеджер “Мультимоторс” Елена Ростова.

Эти же марки автомобилей будут представлены и в строящемся автоцентре группы компаний “Лаура”. Рядом с ним компания построит и центр Subaru. По словам генерального директора “Лауры” Михаила Логутенко, общая площадь центров составит 7000 кв. м, а инвестиции – $7 млн.

В мае планирует открыть свои двери салон “Автомир”, где будут продаваться KIA, Hyundai, Daewoo и “ВАЗ”. По словам Виталия Новикова, директора по продажам “Автомира”, под одной крышей разместятся четыре шоу-рума. Сумму инвестиций в центр Новиков раскрывать отказался, сказав лишь, что “приличный автосалон стоит не менее $3 млн”.

“Клиенту удобнее выбирать автомобиль, когда в одном месте собраны разные марки одной ценовой категории”, – говорит Новиков. Но нередко этому противятся автопроизводители.

Продавать автомобили в мультибрэндовых салонах пока разрешают только производители массовых брэндов, в основном корейских и российских. Пресс-секретарь KIA Motors Павел Лешаков считает, что автомобили KIA допустимо продавать совместно с другими марками, особенно в регионах. “Задача наших дилеров – продать больше машин. А как это делать – решать им”, – сказал он.

Для марок более высокого класса такая политика неприемлема. “Для нас важна атмосфера, в которой продаются наши машины, и сервис, которым они обеспечены, – считает Андрей Гордасевич, PR-менеджер “Volkswagen Россия”, – в мультибрэнд-центре ее воссоздать невозможно”. Менеджер отдела маркетинга “Volvo car Россия” Виктория Павлова тоже утверждает, что ее компания никогда не разрешит выставлять свои автомобили в одном зале с Toyota. “Мы не исключаем возможности строительства мультибрэнд-центра в Петербурге, где будут представлены марки Premier Automotive Group: Volvo, Land Rover, Jaguar (группа также владеет брэндом Aston Martin). Эти марки не конкуренты, поскольку принадлежат концерну Ford”, – говорит она. Говорить о конкретных сроках и финансовых показателях проекта, по словам Павловой, пока рано.

Компания “Олимп” тоже планирует открыть в этом году центр, в котором будут представлены пять брэндов концерна Daimler-Chrysler – Mercedes-Benz, Jeep, Dodge, Smart и Chrysler. По словам Евгения Войтенкова, генерального директора компании “Олимп” (официальный дилер Daimler-Chrysler), этот центр нельзя назвать мультибрэндовым в полном смысле этого слова, поскольку у каждой марки будет свой вход, фасад и сервис-центр. Общей будет только зона отдыха в центре здания. В новый салон его компания вложит $30 млн. На согласование с производителем потребовался год.

Пока в Петербурге существует только один в полном смысле слова мультибрэндовый автосалон. Это гипермаркет “Автомася”, под сводами которого собрано 28 автомобильных марок, среди которых Toyota, Chrysler, Volks-wagen и Opel.

Но в “Автомасе” машины не продаются, а только выставляются, сообщила управляющая гипермаркетом Марина Сметанина. “Автомобили представляют 12 городских дилеров. Клиент может выбрать автомобиль, осуществить тест-драйв. Но оформить покупку придется в официальном дилерском центре”, – говорит она. За прошлый год гипермаркет привлек 8000 покупателей. Через полтора года проект, в который было вложено более $3 млн, себя окупит, утверждает управляющая.

“Пулково-авто” (официальный дилер Skoda) уже год сотрудничает с гипермаркетом и продает через него по 10–12 автомобилей в месяц, сообщила Оксана Сосновская, начальник отдела маркетинга “Пулково-авто”. “Это неплохой показатель для Петербурга. Но мы все равно будем строить моноцентр. Все-таки арендная плата в “Автомасе” достаточно высока”, – сказала она.

Судя по продажам этой площадки, клиент положительно относится к идее гипермаркета, говорит Евгений Коваленко, руководитель отдела маркетинга и рекламы “Аврора авто” (официальный дилер Chrysler, Jeep, Nissan, Rover, MG). Его компания выставляет автомобили Chrysler в “Автомасе”. За первый месяц работы наши продажи выросли на 15%, говорит Коваленко. Успешным называет проект “Автомася” и Виталий Новиков из “Автомира”. Но Евгений Войтенков из “Олимпа” не верит, что в условиях гипермаркета можно обеспечить достойные условия выставки и продажи автомобилей премиум-класса.

Но эксперты считают, что у мультибрэндовых салонов есть будущее. “Собираться под одной крышей будут прежде всего брэнды низкого и частично среднего ценового сегмента, говорит аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко. У недорогих машин, по его словам, брэндовые отличия выражены слабо и покупатель выбирает из нескольких марок уже в самом центре.

А корпоративные мультибрэндовые центры, по мнению Чуйко, нужны малоизвестным маркам больших концернов, для которых строительство моноцентров нерентабельно. После того как продажи достигнут определенного уровня, для марки можно строить отдельный салон, добавляет эксперт.

Мультибрэндинг захватит со временем все ценовые сегменты российского рынка, полагает председатель совета директоров компании “Авес” (генеральный дилер Peugeot) Игорь Мосеенко. Особенно это будет характерно для небольших городов с населением меньше одного миллиона. Мультибрэнд-центр позволяет сэкономить средства на общем кузовном цехе, линии диагностики, складах запчастей, пояснил он.