Прочь из регионов


“Иногда мы остаемся с нулем, например, в Рязани продаем квартиры по себестоимости – по 13 000 руб. за 1 кв. м”, – рассказывает Перов из “Мосэнергостроя”. Участники рынка утверждают, что жилье в регионах продается с большим трудом. Представитель тамбовской администрации, пожелавший остаться неназванным, объясняет это низкой покупательской способностью населения: “Сейчас на продажу выставлены 2000 квартир в новостройках (население города – 360 000), но реальных сделок по ним практически нет”. Вице-президент “Системы-ГАЛС” Андрей Закревский говорит, что в регионы стоит выходить только с объемными проектами, масштабы которых могут покрыть затраты на инфраструктуру. Другой собеседник отмечает, что комфортно чувствуют себя компании, которым удалось войти на местный рынок первыми и выстроить отношения с местной администрацией.

Дефицит свободной земли в столице вынуждает строительные компании искать площадки в регионах. Однако застройщики отмечают, что бизнес в регионах перестал быть прибыльным, а местные участники рынка ведут себя все более агрессивно. Некоторые застройщики уже заявили о намерении свернуть бизнес в регионах. “Отчисления, которые требуют администрации (на социальные проекты, на инфраструктуру и проч.), явно завышены. Если, к примеру, в Рязани не удастся договориться об уменьшении этих отчислений, то будем уходить. Ведь коммерческая организация не может работать себе в убыток”, – заявил “Ведомостям” заместитель гендиректора “Мосэнергостроя” Валерий Перов. Такое же мнение выразил и председатель совета директоров “СУ-155” Юрий Жданов (компания строит жилье в Тамбове): “Говорить о больших прибылях для инвесторов от строительства в регионах не приходится – доходы с 1 кв. м составляют $60–70 [в Москве – более $100]”.

Застройщики называют несколько причин неуспеха в регионах. Руководитель одной из компаний рассказывает, что если сотрудничество идет по линии правительства Москвы, то местная администрация обязывает их привлекать местных специалистов (заказчиков, проектировщиков, подрядчиков), которые, в свою очередь, завышают цены на услуги. “Возить железобетон из Подмосковья в Тамбов дешевле, чем закупать у местных ЖБИ”, – жалуется собеседник “Ведомостей”. Пресс-секретарь “С-Холдинга” Оксана Басова приводит пример, когда “Псковархпроект” подготовил проект дома, по которому инвестиционная стоимость его строительства увеличилась в 2,6 раза. На прошлой неделе “С-Холдингу” пришлось решать спор с ярославским подрядчиком с помощью руководителя московского стройкомплекса Владимира Ресина. Сотрудник компании рассказывает, что предметом спора стали 12 млн руб., на которые подрядчик завысил сметную стоимость проекта. Константин Королевский, первый заместитель руководителя столичного стройкомплекса, курирующий межрегиональную программу, назвал конфликт типичным для партнеров по бизнесу: “Одни хотят купить дешевле, а другие – продать дороже”.

“Соглашаясь работать в регионах, они [столичные застройщики] берут на себя определенные риски”, – говорит Королевский. “Никто нас туда не толкал: если ты хочешь зарабатывать деньги, это твои риски”, – вторит ему генеральный директор “Стройинвестрегиона” Ирина Сергеева. Этого мнения придерживается и директор по маркетингу ГК “Конти” Вячеслав Тимербулатов.