Русский Express


Владелец “Русского стандарта” Рустам Тарико называет American Express одним из своих любимых продуктов. Эти карты ориентированы на состоятельных и корпоративных клиентов, рассказывает управляющий директор Delta Private Equity Partners Кирилл Дмитриев: на корпоративных клиентов, поскольку не только позволяет проводить платежи, но и предоставляет дополнительные услуги, связанные с путешествиями, – продажу путевок, оформление виз и др. Работа с картами AmEx престижна для банка, хотя и хлопотна, поскольку карты AmEx выпускаются централизованно самой компанией, а использованные клиентами средства платежная система автоматически списывает со счета банка, отмечает начальник управления розничных продуктов МДМ-банка Сергей Четверов.

Как стало известно “Ведомостям”, теперь выпускать кредитки AmEx будет только “Русский стандарт”. Договор об этом был подписан вчера, рассказали Тарико и Полина Сапрыкина, директор по стратегическим партнерствам и развитию бизнеса American Express Network Global Services.

Условия соглашения стороны не раскрывают. Тарико лишь подчеркивает, что AmEx не будет входить в капитал “Русского стандарта”. Недавно Тарико передумал продавать 45% акций банка “дочке” французского BNP Paribas и предпочел заплатить ЕБРР $4 млн, чтобы не выполнять опцион на продажу ему 10% акций банка.

Российских банкиров выбор AmEx удивил. Топ-менеджер крупного розничного банка лишь развел руками, а его коллега из другого банка предположил, что “эксклюзивность “Русского стандарта” продлится недолго”. “У нас пока нет информации о том, что “Русский стандарт” будет единственным [в России] банком, выпускающим карты AmEx”, – говорит Александр Колошенко, член правления Райффайзенбанка, сейчас оформляющего своим клиентам эти кредитки через лондонский офис American Express. Поэтому он не стал обсуждать, будет ли он пользоваться услугами “Русского стандарта” или по-прежнему будет работать через лондонский офис AmEx. Ее карты ориентированы на клиентов, доходы которых много выше, чем у клиентов “Русского стандарта”, недоумевает Дмитриев.

AmEx это не смущает. Сапрыкина объясняет эксклюзивность соглашения лидерством “Русского стандарта” в разных областях рынка розничных банковских услуг. По данным самого банка, за свою историю он выдал 7 млн потребительских кредитов – больше всех в стране – и выпустил более 2,4 млн кредитных карт – также рекорд России.

Выпустить сопоставимое число AmEx банку Тарико вряд ли удастся – из-за специфики этих карт число их держателей в России не превысит 500 000 человек, отмечает Дмитриев. Впрочем, в самом “Русском стандарте” карты AmEx рассматривают лишь как дополнение к основному бизнесу.

К тому же банки, работающие с AmEx, по-прежнему смогут оформлять ее карты через лондонский офис. Именно так, по словам Четверова, намерен поступить МДМ, признавая, что “за счет эксклюзивности тарифы [на оформление продуктов AmEx] у “Русского стандарта” могут быть выгоднее”. Впрочем, Томаш Телма из IFC, которой принадлежит около 6% акций “Русского стандарта”, считает, что договор с AmEx важен не только для бизнеса банка, но означает и его признание.