“СОК” открыли


Но оценить бизнес группы нелегко: за это не взялись аналитики Альфа-банка, “УралСиба” и “Метрополя”. “Нам приходится доверять данным компании, она непубличная, и проверить эти данные невозможно”, – говорит Денис Нуштаев из “Метрополя”. По словам Соловьева, более 80% доходов приходится на автомобили. “Бизнес “СОКа” не сильно рентабельный: на старые “ВАЗы” спроса уже нет. Но благодаря автокомпонентам он не убыточный. Я бы оценил его чуть ниже, чем бизнес “Северсталь-Авто” – в $400 млн”, – рассуждает инвестбанкир, работающий с автомобильными компаниями. Смольянинов из “УралСиба” согласен с этой оценкой.

Основной бенефициар группы “СОК” – 38-летний председатель совета директоров компании Юрий Качмазов, говорится в информационном меморандуме “СОКа”. Есть акционеры и среди других топ-менеджеров “СОКа”, но их имена не разглашаются. Какую долю контролирует Качмазов и его партнеры, компания сообщить отказалась. Топ-менеджеры нескольких автозаводов, сотрудничающих с “СОКом”, оценивают долю Качмазова минимум в 70%.

Качмазов – одна из самых таинственных фигур в российском бизнесе. Он никогда не давал интервью и редко выступает на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми ведет бизнес “СОК”, знают Качмазова в лицо. “Его постоянно охраняет 8–12 телохранителей”, – говорит источник, близкий к “АвтоВАЗу”. В самой группе частную жизнь своего шефа тщательно оберегают и предоставить его биографию отказались. “Он – фигура не публичная”, – пояснил представитель “СОКа”.

Но это не помешало Качмазову построить бизнес, годовой оборот которого, по данным компании, равен $2 млрд, и даже привлечь иностранного партнера – компанию KIA, входящую в империю Hyundi. Как рассказывал в недавнем интервью “Ведомостям” гендиректор управляющей компании “СОК-Automotive” Александр Соловьев, бизнес группы начинался с продажи автомобилей “АвтоВАЗа” 11 лет назад. “В те времена Качмазов пользовался покровительством прежнего руководства “АвтоВАЗа”, – вспоминает источник, близкий к автогиганту. “СОК” вел себя агрессивно. Они взяли за правило заходить на предприятия, предлагая наладить сбыт, затем брали под контроль финансовые потоки, а потом и акционерный капитал”, – описывает бизнес группы другой источник, близкий к “АвтоВАЗу”. За несколько лет “СОК” прибрал к рукам многих поставщиков комплектующих “АвтоВАЗа” – заводы “Автосвет”, “Автоприбор” и др.

Поднаторев на автозапчастях, в 1998 г. “СОК” сам стал делать автомобили: группа построила в Сызрани завод “РосЛада”. Теперь здесь собирают модели, которые “АвтоВАЗ” признал морально устаревшими – “шестерки” и “девятки”. А в 2000 г. “СОК” купил “Ижмаш-Авто”, где с этого года начнет отверточную сборку Kia-Spectra. В 2004 г. “СОК” купил одного из крупнейших дилеров ВАЗа – компанию “Автореал”. По словам Соловьева, группа превратилась в конгломерат из нескольких дивизионов, главным из которых автомобильный. Он говорил, что по структуре “СОК” похож на “Базэл”. “Группа – автопроизводитель номер два в России”, – напоминает аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов.

Мнения о том, кто, кроме Качмазова, может претендовать на эти миллионы, разделились. Менеджеры автомобильных заводов считают его младшими партнерами президента группы “СОК” Рустема Шеянова, заместителя председателя совета директоров “СОКа” Дмитрия Богданова или даже Соловьева, пришедшего в автомобильный бизнес “СОКа” два года назад.