СТРАНА ЧУДЕС: Железная арифметика


Сразу несколько выдающихся сотрудников администрации президента рассказали интересующейся публике такое, что означенная публика сильно призадумалась. Лично сам глава администрации Дмитрий Медведев сообщил о возможности распада единой России на отдельно взятые образования. Распад “Единой России” мы еще с трудом, но пережили бы как-нибудь. Жить в распадающейся или тем паче в распавшейся России как-то пока не хочется, и без того проблем достаточно. Медведев говорит, что надо всем договариваться, а то хуже будет. Остался вопрос: кто с кем и на каких условиях будет договариваться? Кто определяет договаривающиеся стороны? Что позволено Юпитерам и не позволено быкам?

Чуть раньше Медведева на тему договоренностей высказался Игорь Шувалов, влиятельный помощник президента. Он назвал дело “ЮКОСа” показательным. Нефтяная компания лишила российский бюджет кучи денег. Но наше заботливое государство не такое, чтоб позволить кому-то лишить себя денег или доли в бизнесе. Договариваться не стали.

Или вот, например, бывший министр путей сообщения Николай Аксененко, лишенный своего поста в начале первого путинского срока. В 2001 г. Счетная палата выяснила, что министр необоснованно потратил на свой центральный аппарат около 780 млн руб., по поводу чего был даже вызван на допрос в прокуратуру. Договариваться опять-таки не стали – дело до сих пор не закрыто.

На ОАО “РЖД”, возникшее на месте министерства Аксененко, у государства тоже появился зуб. Счетная палата обнаружила, что в 2004 г. РЖД не перечислили в бюджет почти 700 млн руб. доходов от аренды и продажи госимущества. И еще 122 млн руб. закопали в законсервированных строительных объектах.

Аксененко, когда он был на посту железнодорожного министра, вечно клевали за тарифную политику. Что изменилось? Когда министр транспорта Игорь Левитин ездил совещаться в Кузбасс, угольщики в присутствии губернатора Тулеева стали жаловаться на, мягко говоря, нестабильные условия перевозки угля, т. е. на РЖД. Например, пару месяцев назад телеграммой из РЖД были внесены изменения в маршруты перевозки: экспортный путь кузбасского угля вдруг увеличился на сотни километров. В стоимостном выражении – на $2,5 с тонны. А только один кузбасский угольный разрез готов предъявить к перевозке 5 млн т угля в год. Кругленькая получается надбавка за легкое изменение маршрута.

Дмитрий Медведев, говоря об угрозе распада страны, как раз упомянул тарифную политику как рычаг воздействия на развитие Сибири и Дальнего Востока – дабы такового распада избежать. Железные дороги – странообразующий фактор в России. И наши нефтепроводы – тоже. Тем более ведущие в сторону энергозависимого Китая.

Возможно, столкновение двух этих факторов имел в виду Дмитрий Медведев, признав, что “риск резкого изменения вектора развития страны сохраняется”. РЖД не нужен трубопровод. Им нужно возить нефть и мазут в цистернах. Чем дальше и дороже, тем лучше. Трубопровод был нужен бывшему владельцу “ЮКОСа” Михаилу Ходорковскому. Впрочем, государство, которое раньше сомневалось в проекте, а теперь признало его важность, может предоставить Ходорковскому шанс принять участие в строительстве. Подобные проекты без специально привлекаемой рабочей силы не поднять.