К Грефу пришел аппетит


Выступая два дня назад на парламентских слушаниях по налоговой реформе, министр экономического развития посетовал, что правительство “слишком увлеклось” увеличением налоговой нагрузки на нефтяной и газовый секторы, в то время как другие экспортоориентированные добывающие отрасли получают “сотни процентов рентабельности”. “Я имею в виду прежде всего цветную и черную металлургию”, – сказал Греф, отметив, что все добывающие отрасли надо ставить в равные конкурентные условия. А вчера министр рассказал, что его ведомство рассматривает возможность привязки к мировым ценам НДПИ и экспортных пошлин на продукцию черной и цветной металлургии. Правда, по его словам, которые цитирует “Интерфакс”, “конкретной позиции [у Минэкономразвития по этому вопросу] пока нет”. Греф признался, что с предложением повысить налоговую нагрузку на металлургов в Минэкономразвития обратился “ряд нефтяных компаний”. Выяснить, какие это компании, не удалось.

“Чиновников легко понять”, – отмечает аналитик “УралСиба” Кирилл Чуйко. Цены на металлы стабильно растут с 2003 г. К примеру, цена горячекатаного стального проката за это время выросла на 130%, меди – на 120%, никеля – на 95%. В ФНС не смогли уточнить, выросли ли пропорционально увеличению цен поступления от налога на добычу металлов.

Минфин тоже пока не решил, стоит ли вводить специфическую ставку НДПИ на металлы и привязывать ее к мировым ценам, говорит замруководителя налогового департамента Минфина Наталья Комова. Зато подведомственной Минфину Федеральной налоговой службе это предложение очень нравится. “Мы так и не научились отслеживать цены, на основе которых взимаются налоги по адвалорным ставкам”, – признает сотрудник ФНС. Когда налог зависит от цены реализации, компании могут уменьшать налоговые выплаты за счет продажи сырья аффилированным компаниям по заниженным ценам. К примеру, в прошлогоднем докладе МНС “Об оценке уровня уплаты налогов крупнейшими металлургическими компаниями” говорится, что в 2001–2003 гг. практически все металлургические холдинги минимизировали налоговые платежи благодаря трансфертному ценообразованию и толлингу. Специфическая ставка резко упрощает расчет налога и облегчает задачу для налоговых органов, объясняет сотрудник налоговой службы.

А вот предложение привязать к мировым ценам экспортные пошлины на металлы удивило экспертов. Пошлины на медь, никель и другие цветные металлы адвалорные, т. е. они уже привязаны к цене, говорит начальник отдела Минфина Александр Сакович. Правда, стальной прокат и алюминий сейчас вывозятся беспошлинно.

Металлурги затруднились оценить возможные последствия предлагаемых изменений. “Все будет зависеть от того, какие конкретно ставки они установят”, – говорит сотрудник “Базэла”. Сотрудник другой металлургической компании опасается, что инициатива Грефа приведет к двойному налогообложению металлов, ведь во многих странах есть пошлины на их импорт.

По расчетам аналитиков Brunswick UBS, введение 5%-ной экспортной пошлины на стальной прокат приведет к уменьшению выручки его производителей примерно на 10%, поскольку удорожание экспорта будет способствовать росту внутреннего предложения стали и снижению цен на нее. Зато в отличие от нефтяников привязка к мировым ценам не ударит по тем металлургическим компаниям, которые не имеют возможности экспортировать свою продукцию, а всю выручку получают от внутренних продаж, отмечает Чуйко. Ведь в отличие от нефти и газа внутренние и мировые цены на металлы практически не отличаются, объясняет аналитик.