Ворота переехали


На этот раз лидер сменился надолго, убеждены эксперты. Директор департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Карл Руппель прогнозирует, что “Домодедово” сохранит лидерство и по итогам года. А гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что летом “Домодедово” еще больше увеличит отрыв от конкурента – аэропорт обслуживает крупнейшие чартерные авиакомпании, активность которых летом стремительно растет. Представитель “Ист Лайн” Юлия Мазанова надеется, что летом “Домодедово” примет как минимум 50% всех чартерных рейсов Московского авиаузла. А “Аэрофлот”, базовый перевозчик “Шереметьево”, в этом году доведет свои чартеры до минимума, признает заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков. По мнению Одинцовой, “Домодедово” будет опережать “Шереметьево” до тех пор, пока там не будет построен третий терминал. Пока единственное сооружение “Шереметьево-3” – это памятный камень, заложенный в 2001 г.

После распада СССР “Шереметьево” стало бесспорным лидером среди российских аэропортов. По итогам 2000 г., когда после реконструкции заработало обновленное “Домодедово”, разрыв между аэропортами превышал 4 млн пассажиров. Но уже к маю 2004 г. “Домодедово” удалось сократить разрыв до 50 000 пассажиров в месяц, а в августе “Домодедово” впервые обогнало “Шереметьево”, обслужив на 60 000 пассажиров больше. Но то было разовым скачком, поскольку “Домодедово” вырвалось вперед исключительно благодаря чартерным программам, замечает начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. Уже в сентябре “Шереметьево” вернуло себе 1-е место.

Но с мечтой о лидерстве “Ист Лайн” не рассталась. И в феврале, по данным группы, “Домодедово” обслужило 708 578 пассажиров. Пассажиропоток “Шереметьево”, по данным аэропорта, в этом же месяце составил 708 151 человек.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова считает успех “Домодедово” закономерным. “Пять лет назад никто не верил, что “Домодедово” поднимется, но “Ист Лайн” серьезно работала, инвестировала $500 млн и получила результат”, – говорит эксперт. Два года назад “Домодедово” переманило из “Шереметьево” такого консервативного перевозчика, как British Airways, а совсем недавно – израильскую El-Al. “Шереметьево” стоит задуматься – пока их работы явно недостаточно для сохранения лидерства”, – говорит Сахнова.

Менеджеры “Шереметьево” жаждут вернуть своему аэропорту лидерство. “Год только начался, и я не вижу факторов, из-за которых по его итогам мы потеряем свои позиции”, – заявил “Ведомостям” финансовый директор “Шереметьево” Дмитрий Калинин. Правда, первый заместитель гендиректора “Шереметьево” Сергей Недорослев признает, что “Домодедово” работает динамичнее.

Но расслабляться “Ист Лайн” не стоит, предупреждают наблюдатели. “Скорее всего “Домодедово” за год достигнет некого плато в 14 млн человек и на какой-то момент притормозит”, – прогнозирует Рыбак. Для дальнейшего роста в “Домодедово” необходимо строить второй терминал. “Ист Лайн” уже объявляла о намерении начать его строительство в ближайшие годы. Но к 2008 г. может быть наконец построен и третий терминал в “Шереметьево” на 9 млн пассажиров. Если “Домодедово” не успеет, то “Шереметьево” вновь станет лидером – и скорее всего надолго, считает Руппель.