Профсоюзы спорят с Metro


В четверг на заседании профсоюзного актива Москвы к Юрию Лужкову обратилась представитель профсоюза сотрудников Metro Cash & Carry, которые пожаловалась на отсутствие соглашения между работодателем и профсоюзами, низкую заработную плату, а также на вытеснение москвичей из штата компании. Лужков пообещал разобраться. “Мы это дело поправим, здесь никаких вопросов нет”, – цитирует мэра агентство “Интерфакс”.

Глава Департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков встретится с участниками конфликта в понедельник. Правительство Москвы может содействовать заключению коллективного договора между сотрудниками и ритейлором, а также не допускать нарушений трудового права, заявил чиновник. В то же время Metro вольна самостоятельно назначать ставки заработной платы и брать на работу граждан любых городов РФ.

HR-директор Metro C&C Татьяна Кожевникова считает, что заработная плата в сети соответствует рыночному уровню: “Кассиры у нас получают около 10 000 руб., а операторы торгового зала – около 9000 руб. Иногда ставка даже на 10% выше, чем средняя по рынку”. Она утверждает, что в профсоюз работников Metro C&C пока вступило лишь несколько человек при штате в 6000 сотрудников, а “коллективный договор заключается лишь в том случае, если за него высказывается более половины сотрудников”. С представителями профсоюза Metro C&C вчера связаться не удалось.

Сотрудник Профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации Москвы считает, что по закону работники Metro не могут оспорить уровень зарплаты: “Может обсуждаться лишь невыполнение обещаний компании повышать плату с какой-то периодичностью, заложенное в коллективном договоре и других внутренних документах”. Претензию относительно немногочисленности москвичей в штате сети она тоже считает необоснованной.

На Западе подобные конфликты популярны. Несколько лет назад шесть сотрудниц крупнейшей мировой розничной сети Wal-Mart подали иск против своих работодателей, обвиняя их в половой дискриминации. Женщины настаивали, что им платили на 10–15% меньше, чем мужчинам, и у них было меньше возможностей продвигаться по службе. Российские же профсоюзы компаний потребрынка себя пока активно не проявили. Весной прошлого года несколько работников московского филиала “Кока-Кола Эйч Би Си Евразия” обратились с жалобой в Государственную инспекцию труда и Московский горком профсоюзов. “Администрация завода издала приказ о введении нового учетного периода рабочего времени, равного календарному году, а не одному месяцу, как записано в коллективном договоре”, – рассказала главный правовой инспектор Профсоюза работников торговли Москвы Валентина Серикова, выступавшая трудовым арбитром в этом конфликте.