Китайцы помогут IBM


Как рассказал “Ведомостям” вице-президент IBM, глава подразделения персональных компьютеров на Ближнем Востоке, в Азии и Европе Милко ван Дюжил, продажа подразделения по производству ПК китайской Lenovo будет завершена уже в конце апреля. Первоначально IBM планировала получить 19% акций Lenovo, но эти планы поменялись после того, как три инвестиционных фонда – Texas Pacific Group, General Atlantic и Newbridge Capital – решили инвестировать в Lenovo более $300 млн в обмен на 5% ее акций. В результате, по словам ван Дюжила, доля IBM сократится до 14%.

Сделка позволит IBM существенно увеличить продажи ПК на китайском рынке, где уже не первый год отмечается чрезвычайно высокий спрос на компьютеры, говорит ван Дюжил. В ближайшие пять лет Lenovo будет продавать ПК под брэндом IBM, впоследствии срок соглашения может быть продлен. “В свое время IBM продала AT&T свой бизнес по строительству сетей связи, вышла из бизнеса по созданию программных приложений, но полностью покидать компьютерный бизнес мы не собираемся”, – заверяет ван Дюжил. По его словам, после приобретения подразделения IBM по производству ПК Lenovo станет по сути американской компанией со штаб-квартирой в Нью-Йорке, а ее совет директоров более чем наполовину будет состоять из представителей IBM. “Китайские менеджеры будут руководить только продажами в Китае, во всем остальном мире это по-прежнему будем делать мы”, – отмечает он.

Конкуренты сомневаются, что сделка пойдет на пользу имиджу IBM. Передав производство ПК китайцам, IBM наверняка потеряет часть заказчиков, в том числе и в России, считает глава российского представительства Dell Александр Чуб. “Крупные корпоративные заказчики пересмотрят свои планы по сотрудничеству с IBM. В нашей стране китайское производство никто всерьез не воспримет”, – уверен он.

“Уже в ближайшее время клиенты IBM начнут беспокоиться о том, как отразится сделка [с Lenovo] на техподдержке, развитии продуктов и качестве в целом”, – говорит вице-президент и глава российского представительства HP Оуэн Кемп. По его мнению, на российском рынке IBM и сейчас занимает позицию “нишевого игрока”, а с переходом торговой марки к Lenovo продажи еще снизятся – “у российских покупателей широкий выбор местных брэндов, и вряд ли они отдадут предпочтение китайскому производителю”. Сделка между IBM и Lenovo – очередное свидетельство того, что “рынок ПК – это гонка двух лошадей [HP и Dell]”, – заключает Кемп.

Впрочем, Милко ван Дюжил уверен, что передача производства ПК в руки Lenovo не отпугнет клиентов. “Мы объявили о сделке еще в прошлом году, но спрос на наши компьютеры в IV квартале оказался ничуть не ниже, чем до этого”, – указывает он.

Не переживают за IBM и участники российского рынка ПК. “То, что комплектующие или продукция известных брэндов производятся в Китае, сегодня уже не является чем-то необычным и вряд ли повлияет на отношение к технике IBM”, – отмечает руководитель пресс-службы дистрибьюторской компании “Дилайн” Кирилл Алявдин. Правда, представитель крупного российского сборщика ПК, пожелавший сохранить анонимность, не исключает, что продажи IBM на российском корпоративном рынке все же упадут: “Не все российские заказчики ждут китайскую компанию вместо “голубого гиганта” в качестве своего поставщика”. А аналитик IDC Андрей Верховод полагает, что оценивать влияние сделки на уровень продаж IBM пока еще рано. Хотя цены на ПК под маркой IBM, вероятнее всего, снизятся, считает он.

В IBM этого не исключают. “Одна из целей объединения – оптимизация управления цепочкой поставок и увеличение количества производимых компьютеров семейства ThinkPad и Think-Centre”, – говорит Милко ван Дюжил. По его мнению, “комбинация опыта Lenovo с мощными производственными ресурсами IBM” может привести к пересмотру цен на ПК.