Проект “Б”: Границы мира


Жить с красивой картиной мира – роскошь, доступная каждому, вне зависимости от заработка и темперамента. Хорошо выстроенный в голове миропорядок не делает жизнь легче или богаче, но для чего-то он нужен очень многим.

Вокруг этого вращались все разговоры с людьми, когда я, будучи в отпуске, оказался в католической стране во время похорон Папы Римского. Как выяснилось, и на нерусской кухне можно за рюмкой нерусской водки договориться до начал миропонимания.

Речь была о том, что традиционная религия остается одним из самых притягательных способов смотреть на жизнь, хотя пользы от этого вроде бы никакой. Удивительно, каким обаянием обладает проверенный временем, красиво оформленный и в деталях описанный религиозный космос. Наверное, поэтому миллионы людей, в том числе и нехристиан, с таким сочувствием провожали умершего римского первосвященника, а потом следили за выборами нового первосвященника и обсуждали, кого выбрали и почему. Хотя для большинства некатоликов этот выбор ничего особенного не означает. А все равно интересно – немца выбрали, а мы-то думали, что уж точно латиноамериканца или, еще вернее, африканца.

Красота миропорядка сохраняет важность вопреки военной силе и праву собственности. В этом власть духовного лидера, хранителя правильности доктрины, в отличие от власти политика. Политику важны границы – идеологические, правовые, государственные, вообще разделения между людьми. Поэтому если смотреть через политический микроскоп, то увидишь существ, которые то объединяются в группы, то ссорятся и делятся, пребывая в бесконечном хаосе слияния и размежевания.

А для религиозного сознания важен космос – весь сразу, от создания и до конца света, включая дневной и годовой круг жизни человека. Своя история начала и конца и свой годовой цикл есть у каждой религии, но если смотреть через христианскую призму, то увидишь мир так, как он изображен на фресках средневекового баптистерия. Баптистерий хорош тем, что он круглый и подчеркивает повторяемость событий от одного церковного года к другому. При этом тут есть вся история, представленная линейно, – творение Создателем неба, земли и человека, потом следуют истории Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и так далее до новозаветного цикла, подводящего к Апокалипсису.

Основные сюжеты священной истории, от создания до Страшного Суда, есть и на стенах Сикстинской капеллы, которую так часто показывали по телевизору в последнее время. Только понять их содержание труднее, чем средневековую живопись и нашу иконопись, поскольку уж слишком мощный был художник Микеланджело. На стенах Успенского собора в Московском Кремле тоже представлена история, правда, понятая богословски – там изображены события жизни Богородицы и семь Вселенских соборов, то есть те церковные съезды, на которых были сформулированы основные догматы веры.

Эта последовательность событий, ее восприятие и описание как раз составляют предметы забот религиозных лидеров, их “территории”. Границы стран и прочие разделения для основных мировых религий менее важны. Важна другая граница, не исчезнувшая и даже укрепившаяся в XXI в., – между религиозным и нерелигиозным пониманием жизни, которая эти два понимания постоянно сталкивает между собой. И они вынуждены сосуществовать, иногда в трагических обстоятельствах, при полной невозможности доказать друг другу свою правильность.