Свои среди своих


Теперь уже можно точно сказать, что россияне стали гораздо лояльнее относиться к возможностям отечественных дизайнеров. Исследование “Стиль жизни среднего класса”, которое ROMIR Monitoring проводил совместно с агентством “Эксперт-ДАТА” в конце 2003 г., выявило отношение среднего класса к российским производителям одежды. Уже тогда из 4018 опрошенных 30,1% сказали, что с удовольствием покупали бы качественную российскую одежду. Лишь 4,8% заявили, что в России не умеют шить качественные современные вещи.

Председатель совета директоров компании “Евросеть” Евгений Чичваркин уж точно так не считает. В его гардеробе есть вещи от Маши Цигаль, Дениса Симачева, Дарьи Анисимовой, модельеров, представленных в магазине “Подруга брата”. “Их вещи веселые и прикольные. У них можно заказать понравившуюся под свой размер, попросить что-то убрать или, наоборот, добавить рисунок или картинку, которая тебе нравится”, – говорит Чичваркин.

По мнению стилиста Павла Лайона, российская мода сделала большой шаг вперед: растет качество продукции, развивается индустрия, количество дизайн-бюро, ателье и бутиков растет с огромной скоростью. “Многие российские дизайнеры открывают свои магазины, – говорит Лайон, – т. е. они готовы платить аренду, налоги, зарплату. Это означает по крайней мере одно: они стали интересны и их покупают”.

На наш вкус и климат

Первый мультибрэндовый бутик одежды и аксессуаров российских дизайнеров MARKI открылся в 2000 г., однако полной уверенности в том, что соотечественники оценят творения российских дизайнеров, не было. “Конечно, было страшно, – рассказывает один из создателей MARKI Ольга Короткова. – Проект был пилотным, и, если бы ничего из этого “не склеилось”, возможно, и продолжать не стали бы. Но команда сложилась упорная, дизайнеры “подросли”, а индустрия стала складываться”.

В настоящее время в Москве существует уже не один бутик, специализирующийся на продаже одежды от российских дизайнеров. Кроме MARKI это Cox, “Подруга брата”, открывшийся на прошлой неделе UFO. В этом году в московском ЦУМе появились вещи от Максима Черницова. “Это был взаимный интерес, – рассказывает дизайнер. – После одного из показов мы встретились с байерами из Mercury, обсудили мою новую коллекцию и сформировали хорошие цены. Первая партия была очень быстро продана, и я уже получил дозаказ”.

Во многих бутиках российская одежда продается наряду с продукцией западных дизайнеров, например в LeForm и Bosco di Ciliegi. В последнем отечественные дизайнерские коллекции продавались настолько хорошо, что в начале следующего сезона Bosco di Ciliegi планирует открыть мультибрэндовый магазин российских дизайнеров.

“С коммерческой точки зрения они очень хороши, – говорит директор по развитию компании Bosco di Ciliegi Константин Андрикопулос, – отлично дополняют ассортимент западных марок, таких как Antonio Marras, Moschino, Etro, в мультимарочных магазинах компании в Петровском пассаже и ГУМе. В мужском ассортименте хорошо продается Шаров, в женском ассортименте – Доброхотова, Гафина, Бирюков”.

Одеваются в российское не только молодые и смелые. По словам Коротковой, если первыми покупателями MARKI были люди, которые искали что-то необычное, то теперь аудитория сильно расширилась. “Многие из наших покупателей рассказывают, что за рубежом им делают комплименты по поводу того, как они одеты. И это, конечно, очень поднимает в их глазах российских дизайнеров, – рассказывает она. – Перековываются даже те, кто раньше предпочитал исключительно иностранные брэнды”.

“Россияне много ездят по миру и имеют возможность сравнивать качество и цены российских дизайнеров с западными, – говорит дизайнер и совладелица компании Vassa Trend Елена Васса. – То качество, которое предлагают актуальные российские дизайнеры, сопоставимо, а иногда и превосходит западные вещи того же класса. Мы закупаем ткани и фурнитуру у тех же производителей, что и западные марки”.

У Черницова несколько иное мнение на этот счет. В частности, он полагает, что своим успехом русские дизайнеры во многом обязаны тому, что они лучше знают вкусы соотечественников и… климат нашей страны: например, многие клиенты Черницова жалуются на то, что вещи от европейских дизайнеров совершенно не подходят для нашей суровой зимы – в них попросту холодно.

А Константин Андрикопулос, в свою очередь, считает, что одежда от западных дизайнеров чересчур тиражирована и это заставляет взглянуть на работы российских мастеров другими глазами. “На Западе взгляд на моду становится все более промышленным. А вещь российского модельера можно купить со стопроцентной уверенностью, что не встретишь такой одежды ни на ком другом, – говорит он. – Все больше людей, стремящихся к индивидуальности, покупают российскую одежду и говорят: “Вот моя вещь, и больше ни у кого нет такой же”.

Будущее русского кутюра

По словам директора консалтинговых проектов компании Fashion Consulting Group Андрея Бурматикова, ситуация действительно начинает изменяться в пользу российских имен: в массовом сегменте рынка теперь не так уж важно, где сделана одежда. “Перспективы очень хорошие. Только не надо преувеличивать реальное состояние дел – доля российских дизайнеров колоссально мала по сравнению со всем остальным”, – говорит он.

Похоже, расширение ассортимента российских дизайнеров зависит только от них самих. “Мы же хотим деньги зарабатывать, – говорит совладелица магазина “Gaрдероб” Яна Брюховецкая. – А марок, которые удовлетворяют нас по соотношению цена/качество, пока мало”.

Российские дизайнеры только теперь начинают осознавать, что fashion-индустрия – это не гламур и тусовки, а серьезный бизнес, считает Васса: “Лично мне помогает опыт работы у Anne Klein, Calvin Klein, я знакома с алгоритмом работы западных марок и привыкла к нему”.

Васса считает, что рынок будет развиваться за счет российских дизайнеров, которые получили опыт работы на Западе и относятся к моде не как к способу самовыражения, а как к серьезному бизнесу.

Действительно, по мнению экспертов, главная проблема российских дизайнеров в неумении делать бизнес. “У нас потрясающие дизайнеры, но их проблема в том, что они думают, что могут продаваться дорого, – считает Бурматиков. – Надо идти с другой стороны и демпинговать западные марки: то же качество, тот же креатив, но гораздо более низкие цены”.

С ним согласен Лайон. “Наши дизайнеры вполне доказали свое качество, – считает он. – Другое дело, что цены у них слишком высоки, но рынок рассудит всех”.

Примечательно, что некоторые из отечественных мастеров моды вовсе не склонны думать, что сейчас происходит бум популярности российских дизайнеров. “Все происходит планомерно, – говорит тот же Черницов. – Просто сейчас можно говорить о том, что период самовыражения у российских дизайнеров завершается и постепенно их работа начинает приобретать форму бизнеса”.