До последнего


В этом году Путин выступит с посланием почти на месяц раньше, чем в 2004 г. По признанию сразу нескольких чиновников в администрации президента, послание “правили до последнего”, а на этих выходных “из текста вычеркивали вопрос за вопросом”.

В мае 2004 г. лейтмотивом президентского послания стали “общенациональные задачи” социального толка. Тогда президент предлагал стране в своем развитии опираться на “человеческий капитал”, для чего поставил задачу обеспечить “доступное жилье, образование и медицинское обслуживание”. Из перечисленных инициатив Госдума частично одобрила лишь пакет жилищных законопроектов, а реформы образования и здравоохранения пока даже не дошли до парламента.

О содержании нынешнего послания кремлевские чиновники рассказывают весьма неохотно. По словам одного из чиновников администрации президента, в экономическом блоке речь может идти о более быстрой отмене ограничений на валютные операции, также упоминается, что в ряде секторов отечественной промышленности участие иностранного капитала “нецелесообразно”. “Помимо этого в экономической части будет заложена настоящая бомба”, – рассказывает чиновник. Он отказался уточнить, о чем идет речь, отметив лишь, что это “гораздо серьезнее, чем сокращение срока исковой давности по приватизации”.

Другой источник в администрации президента утверждает, что ждать сенсаций от послания “не стоит”. По его словам, “в отличие от предыдущих” нынешнее послание будет носить больше “политический характер”.

Готовилось послание непросто. Уже в разгар работы над текстом источник в администрации президента рассказывал, что в Кремле нет “единства позиций” по идеологии главного обращения президента. Чиновники выбирали между “акцентом на госкапитализме” и “либеральной моделью с широкими возможностями для бизнеса”.

Кроме того, это первое послание, при работе над которым не привлекались правительственные чиновники – от них даже не потребовали аналитические материалы. “От нас впервые ничего не просили, – рассказывает высокопоставленный чиновник одного из ключевых министерств. – Администрация решила правительство изолировать”. Высокопоставленный источник в администрации президента признался, что текст послания заранее не показали даже премьеру Михаилу Фрадкову.

Отечественная элита теряется в догадках, какие сюрпризы приготовил ей президент. Председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский рассчитывает, что президент расскажет о мерах по повышению инвестиционной привлекательности. Председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин ждет, что в послании будет поднят вопрос о “допустимом вмешательстве государства в экономику”. А председатель комитета Госдумы по социальной политике Андрей Исаев рассчитывает, что Путин обозначит перспективу преобразований в сфере медицины и образования. На развитие “социальной тематики” в послании рассчитывает и сенатор Вячеслав Новиков. По мнению замминистра экономического развития Андрея Шаронова, Путин поддержит “продолжение курса либеральных реформ”.

Бизнесмены предпочитают не гадать. “Мы вне политики, но хотелось бы услышать что-то хорошее”, – говорит совладелец АФК “Система” Владимир Евтушенков. “Ждем [заявлений], чтобы бизнес было легче делать”, – соглашается президент группы компаний IBS Анатолий Карачинский. А председатель наблюдательного совета “Ренессанс Капитала” Александр Шохин надеется, что президент “внятно” определит курс экономической политики на ближайшие три года.

От экономического блока послания научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не ждет “ничего особенного”: на решительные действия чиновники пока не способны. А центральной идеей политической части “станет единство страны”, что объяснит все неоднозначные проекты власти, говорит Алексей Макаркин из Центра политических технологий.