Церковь реформирует финансы


В Ватикане, где все погружены лишь в чтение молитв и изучение богословских наук, кардинал Сзока неустанно борется с пробками на дорогах, неудобствами парковки, a главное – с финансовыми проблемами. “В принципе, моя работа – управлять этой страной, – говорит он. – A моя самая большая головная боль – поддержание сбалансированного бюджета”.

Эдмунд Сзока приехал в Ватикан из Детройта и занимает пост президента правления, в крошечном городе-государстве это почти то же, что мэр. Два года назад кардинал Сзока перенес универсальный магазин из мрачного подвала на бывшую железнодорожную станцию, в просторное, заново отремонтированное каменное строение, стоящее за собором св. Петра. При этом в ассортименте магазина появились новые товары: дорогая парфюмерия, часы Longines за $3000 и телевизоры “Панасоник” с плоскими экранами. “Дела в магазине идут неплохо, – замечает кардинал, хотя тут же добавляет, что после окончания новогодних распродаж в торговле произошел некий спад. – A что тут творилось до Рождества! О таких продажах можно только мечтать”.

Сзока занялся розничной торговлей сразу же после своего назначения на должность в 2001 г. Сейчас розница приносит городу-государству около 53% общего годового бюджета, который составляет $190 млн. Еще 19% в бюджет приносят продажи входных билетов и сувениров в музеях Ватикана, a остальные 28% – это продажа разных мелочей, к примеру марок и монет, выпущенных местным почтамтом. Без этих денег Ватикану было бы нечем оплачивать счета за коммунальные услуги и работу своего полуторатысячного штата, включающего 63 садовника, занятых полный рабочий день.

Бесценные сокровища

Упорная борьба Ватикана за выполнение бюджета развенчивает бессмертный миф о непомерном богатстве церкви. Разумеется, Ватикан по-прежнему владеет невообразимыми сокровищами. Его музеи полны работ Микеланджело, Леонардо и Рафаэля. Стоимость собора св. Петра достигает астрономических размеров. Но у Ватикана никогда не было и нет ни малейшего намерения продавать свои шедевры. Более того, в его бухгалтерских книгах, где перечислено все, что принадлежит Ватикану, номинальная цена каждого бесценного произведения искусства определена в 1 евро. Один из внештатных финансовых консультантов Ватикана пожаловался, что он постоянно убеждает руководство церкви делать более активные инвестиции, но без толку.

Однако было время, когда католическая церковь без труда оплачивала свои счета. Собор св. Петра был построен в XVI в. частично за счет продажи индульгенций – отпущения грехов, которые церковь милостиво продавала всем желающим. В середине XIX в. папские владения, значительно выходящие за пределы современной центральной Италии, постоянно расширялись, что обеспечивало стабильный приток налога на прибыль.

Но всему пришел конец в 1870 г., когда войска объединенной Италии вырвали Рим из рук Пия IX. Владения Ватикана сузились до нынешних размеров. Папа отказался признать новую Италию и, словно отшельник, провел взаперти остаток своих дней.

Без налогов

Ватикан столкнулся с проблемой – где взять деньги? В городе-государстве, население которого по большей части составляли священники и церковные служители, налоги брать было просто не с кого. В Ватикане догадались, что именно из этого отсутствия налогов и можно извлечь немалую выгоду.

Эта логика действует до сих пор. Сейчас важным источником дохода Ватикана стала бензозаправочная станция неподалеку от собора св. Петра. Около нее всегда выстраивается длинная вереница машин. Бензин здесь стоит на 30% дешевле, чем в Италии, так как не облагается налогом.

Одним из главных преимуществ работы в Ватикане считается возможность совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли. Но чтобы убедиться, что товары приобретаются исключительно для личных нужд, a не для дальнейшей перепродажи в Италии, Ватикан ограничивает отпуск товара в одни руки. Максимальное количество сигарет, которое может купить Тим Янц – специалист по греческим манускриптам и архивариус местной библиотеки, – пять блоков в месяц. “С каждой пачки я экономлю по 50 евроцентов ($0,64). Я покупаю “Честерфилд”, – утверждает Янц.

Беспошлинная торговля входит в число тех немногих экономических льгот, которые Ватикан предлагает полутора тысячам своих сотрудников. По итальянским меркам зарплата сотрудников Ватикана ниже средней. К примеру, чистый оклад только что принятого на работу менеджера среднего звена составляет $1880 в месяц плюс годовая премия, равная месячной зарплате.

И все же спокойная работа в Ватикане считается в Риме престижной. Каждый год более 4000 претендентов атакуют священные стены в надежде найти место под солнцем Ватикана. Мало кто покидает такую работу, да и увольнения крайне редки. “Совсем не то, что в автоиндустрии”, – говорит кардинал, родившийся в Мичигане.

Источники в Ватикане утверждают, что финансы церковной иерархии годами находились в неумелых руках. В течение 23 лет баланс администрации был отрицательным. Недостачу пытались восполнить за счет пожертвований. Но только в 1994 г. дефицит был, наконец, ликвидирован.

Кардинал-реформатор

Кардинал Сзока был впервые призван в Рим в 1990 г., чтобы помочь привести финансы в порядок. В Детройте он заслужил репутацию открытого и прямого человека, а кроме того, ему прекрасно удавалось снижать расходы. Например, когда автоиндустрия переживала серьезный спад, он закрыл или объединил между собой 30 приходов для того, чтобы епархия смогла продержаться на плаву.

Папа Иоанн Павел II назначил его президентом Префектуры экономических отношений Святого Престола – учреждения, ведущего бухгалтерию Ватикана. В то время в нем не было ни одного компьютера, но кардинал Сзока убедил церковь пожертвовать денег на приобретение техники. Он пригласил консалтинговую компанию Ernst & Young, чтобы модернизировать систему ведения бухгалтерии. Затем с его подачи во всех офисах курии была проведена масштабная операция по снижению расходов. Были сокращены сверхурочные работы, а также количество командировок.

Едва возглавив в 2001 г. город-государство Ватикан, он столкнулся с неожиданной проблемой – дорожным движением. “Какой беспорядок создавали здесь все эти машины”, – вспоминает он. При том что в Ватикане всего несколько улиц, на них почти никогда не обходилось без заторов. Некоторые просто ездили через Ватикан, чтобы не стоять в пробках на улицах Рима, и это буквально выводило кардинала из себя. Он ужесточил правила дорожного движения и проследил за строительством двух подземных гаражей, благодаря которым пробки на дорогах рассосались.

И хотя в самом Ватикане живут чуть больше 500 человек, кардиналу Сзоке приходится следить за всем, что происходит в этом городе-государстве: за работой почты, выдачей паспортов и пенсионной системой, которую он характеризует как “недофинансированную”. “Нам предстоит сделать в нее серьезное денежное вливание”, – говорит он.

Но, судя по всему, эту работу кардиналу Сзоке не суждено довести до конца. Все служащие Ватикана, достигшие 75 лет, подлежат принудительному увольнению. А кардиналу уже 77. Но когда он обратился к Папе с просьбой об отставке, тот ему отказал. Так появился еще один повод пересмотреть консервативный и осторожный подход церкви к инвестициям. Одним из последствий такого подхода стало накопление капитала преимущественно в долларовом эквиваленте, несмотря на то что Ватикан перевел всю бухгалтерию в евро. По словам кардинала, обесценивание доллара по отношению к евро нанесло церкви довольно болезненный удар. Внештатный финансовый консультант Ватикана утверждает, что не раз убеждал руководство церкви быть смелее со своими активами. Столько средств можно было бы получить, заложив церковную недвижимость и произведения искусства, сокрушается он. Но Ватикан категорически отвергает такой подход. Кардинал Сзока говорит, что использовать так церковное имущество просто невозможно. “Это не мои деньги, они принадлежат Святому Престолу. Поэтому я распоряжаюсь ими предельно осторожно, – объясняет он. – Если бы они принадлежали мне лично, я бы, наверное, так не осторожничал”. (WSJ, 7.04.2005, Марина Ахметова)