ЦИТАТА НЕДЕЛИ


Как и в большинстве своих зарубежных поездок, в Израиле российскому президенту пришлось отвечать на вопрос о деле “ЮКОСа”. Традиционным был и ответ Путина: поведение владельцев “ЮКОСа” он назвал аморальным, напомнил, что руководителям Enron светит 20 лет, и задал встречный вопрос о неестественно быстром обогащении.

Это ли не лучший способ убедить в том, что фигурантам дела “ЮКОСа” воздается по заслугам? Это только кажется.

На вопрос Путина есть простой ответ. Кажется, уже весь мир знает историю о том, как два простых американских студента, один из которых наш бывший соотечественник, создали новую (даже не первую!) систему поиска в Интернете и за шесть с небольшим лет стали миллиардерами. Сейчас Google по капитализации ($60 млрд) ненамного уступает нашему “национальному достоянию”, “Газпрому”, а Ларри Пейдж и Сергей Брин “стоят” по $7,2 млрд – больше, чем Владимир Лисин, Виктор Вексельберг, Михаил Фридман и пр. А индиец Лакшми Миттал, владелец крупнейшей сталелитейной компании мира Mittal Steel, за прошлый год, если верить журналу Forbes, “подорожал” аж на $19 млрд. Билл Гейтс стал мультимиллиардером примерно за 10 лет.

Брин, Пейдж, Гейтс олицетворяют собой воплощение американской мечты. Вряд ли кому-то из американских президентов пришел бы на ум путинский вопрос.

Конечно, эти примеры трудно приложимы к России, где почти все миллиардные состояния основаны на приватизации. Почти, но не все. Андрей Мельниченко ($1,6 млрд по оценке Forbes) начинал с обмена валюты, а Рустам Тарико ($830 млн) сам таскал ящики с мартини. Приносящий $150 млн прибыли в год банк “Русский стандарт” был создан “с нуля” в конце 1999 г.

Если понимать слова Путина буквально, возникает вопрос: по оценке Forbes, в России есть несколько людей, которые за то же время, что и Ходорковский, сделали состояния $5–6–7 млрд. Как быть с ними? Если они все сделали по закону, то слова Путина не отвечают на вопрос про дело “ЮКОСа”, который на самом деле звучит так: “Почему именно эти?” Если президент говорил просто о крупных состояниях, сделанных в короткие сроки, то, значит, так он оценивает возможности для бизнеса в своей стране.