Пространство для бизнеса


Кто старое помянет

В послании Федеральному собранию главной экономической задачей Путин назвал “либерализацию предпринимательского пространства”. Для этого, сказал президент, нужно “стабилизировать гражданский оборот” и “расширить возможности для свободного предпринимательства”. Еще на встрече с предпринимателями 24 марта Путин пообещал сократить срок исковой давности по приватизационным сделкам с 10 до трех лет, о чем напомнил и в послании. “Незыблемость права частной собственности – это основа основ ведения всякого бизнеса, – вновь объяснил логику решения Путин. – В то же время нельзя безразлично относиться к тем, кто отступал от закона”. Десять лет, по мнению Путина, – “неоправданно долго”, а три года “вполне позволяют и заинтересованным лицам и государству выяснить в суде свои взаимоотношения”. Правительству велено как можно быстрее внести в Гражданский кодекс поправки о сроке исковой давности.

Путин не обошел вниманием и тему налоговых претензий. “Налоговые органы не вправе терроризировать бизнес, – заявил президент. – Они должны работать ритмично [...] главное внимание уделяя проверкам текущего года”.

Путин призвал налоговиков “не проходить мимо нарушения законов”, но находить такие формы погашения задолженности прошлых лет, которые “не разрушали бы экономику и не загоняли бы бизнес в тупик”.

“Надеюсь, что заявления президента приведут к ослаблению атаки на реальный бизнес, – говорит вице-президент РСПП Николай Тонков. – Главное, чтобы чиновники поняли президента “правильно” и не спустили его пожелание на тормозах”. “Ясно, что налоговые проверки в стиле дела “ЮКОСа” подрывают развитие экономики, и президент наконец обратил на это внимание”, – интерпретирует послание научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. “По идее, налоговая служба должна прислушаться к президенту. Посмотрим, кто сильнее”, – иронизирует он.

Все лучшее – нашим

Бизнесмены могут рассчитывать и на преференции в целых секторах экономики. Путин попросил чиновников наконец прописать в законе, в каких отраслях российской промышленности участие иностранцев нецелесообразно. Инвесторы сейчас сталкиваются с неоформленными юридически ограничениями, которые продиктованы “соображениями национальной безопасности”, пояснил президент. “Такая неопределенность создает проблемы как государству, так и инвесторам”, – сказал он, призвав прописать в законе сферы экономики, где “интересы укрепления независимости и безопасности России” диктуют необходимость “преимущественного контроля” со стороны национального, “в том числе государственного” капитала.

Готового решения новой президентской задачи у чиновников нет. Правительство не участвовало в подготовке послания, и поручение ограничить доступ иностранцев оказалось для чиновников неожиданным. Теперь они разработают план реализации идей послания, где будут определены сроки и исполнители каждой отдельной задачи, обещает чиновник Белого дома.

Наблюдатели уверены, что идея зафиксировать барьеры для частного и иностранного капитала возникла у президента в ходе переговоров немецкого концерна Siemens о покупке “Силовых машин”. “Пока законодательной базы для подобных ограничений нет, но ограничивать участие иностранцев – это общемировая практика”, – говорит чиновник Минпромэнерго. Пока что покупка иностранцами российских активов ограничена перечнем стратегически важных предприятий – он утверждается указом президента. Ограничения на разработку крупнейших месторождений полезных ископаемых – Сухого Лога, Удокана, “Сахалина-3” – пока есть лишь в виде проектов поправок к закону о недрах. Если они будут приняты, разрабатывать эти залежи иностранцы смогут в лучшем случае в качестве “младших партнеров” российских компаний.

Список ограничений не будет чересчур велик, уверен чиновник Минпромэнерго: в него войдут оборонный комплекс, крупные запасы полезных ископаемых, а естественными монополиями будет, как и сейчас, владеть государство. А чиновник Минэкономразвития надеется, что ограничения будут введены не списком, “в который может попасть любое предприятие по невнятным критериям, а законами”. Он уверен, что месторождения иностранцам доверить можно и ограничения должны касаться только оборонки и крупных инфраструктурных проектов.

Нужно четко определить, что можно и что нельзя продавать иностранцам, согласен с президентом депутат Госдумы Александр Лебедев: “Иначе будут дискуссии по поводу любого завода, даже если у него доля оборонного производства совсем мизерная”. “Стратегические интересы не должны толковаться слишком широко – они могут требовать контроля национального капитала лишь за сырьевыми проектами и в определенной степени оборонкой”, – уверен сопредседатель “Деловой России” Борис Титов. Но тотальный запрет на участие иностранцев во всех компаниях, занимающихся выполнением оборонного заказа, может привести к слишком жестким ограничениям, ведь таких предприятий очень много, полагает замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.

Правда, от запрета на продажу бизнеса иностранцам пострадают и российские капиталисты, привыкшие работать через офшорные компании. “Будет нонсенс, если иностранцам покупку предприятий запретить, но никак не ограничивать российских владельцев, контролирующих предприятия через офшоры”, – говорит Лебедев.

Нет никаких препятствий к тому, чтобы отдавать иностранцам разработку полезных ископаемых, уверен главный экономист “Тройки Диалог” Евгений Гавриленков: “Если ввести чересчур много ограничений, конкуренция будет сведена к минимуму”. Ограничения для зарубежного капитала (в залоговых аукционах середины 1990-х гг. иностранцы не участвовали) позволили их российским конкурентам по дешевке скупить нефтянку, создав олигархический капитализм, замечает менеджер крупной иностранной нефтекомпании.

По мелочи

Приятные новости Путин заготовил не только для крупного бизнеса, но и для обычных граждан. Он предложил “помочь” им легализовать купленную раньше недвижимость: гаражи, садовые дома и земельные участки. “Порядок легализации должен быть максимально прост”, – объяснил президент. “Сегодня на большинство земельных участков и домов просто нет свидетельства на собственность, а без этого не создашь цивилизованный рынок”, – поясняет источник в администрации президента. “Граждане не регистрируют имущество, потому что это весьма трудоемкая операция”, – соглашается чиновник Минэкономразвития. По его словам, для этого нужно поставить недвижимость на учет и получить справку БТИ, что обходится недешево. Источник в администрации президента обещает, что процедура регистрации недвижимости будет “максимально упрощена”, а налог на недвижимость для физлиц “будет минимальным”.

А для стимулирования демографического роста Путин предложил отменить налог на наследование (до 40% от стоимости). “Миллиардные состояния все равно где-то запрятаны в офшорах, – объяснил он, – а какой-нибудь садовый домик – за него надо заплатить такие деньги, которые часто человеку не по карману”.

Эксперты признают “бессмысленность” налога. “Это микроскопический налог, который дает в местные бюджеты порядка 500 млн руб., – говорит руководитель экспертного совета по налоговому законодательству при бюджетном комитете Госдумы Михаил Орлов. – При этом для граждан он может составлять существенную сумму”. Само наличие такого налога “лишает стимула к накоплению капиталов”, замечает старший партнер юридической компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Сергей Пепеляев. Источник в Минфине подтверждает, что отмена налога на наследование “не станет существенной для бюджета”. “Сейчас на его администрирование затраты больше, чем реальные поступления”, – говорит чиновник.