Skoda для подземки


“Сибстанкоэлектропривод” подал в начале 2005 г. иск о возбуждении на предприятии банкротства и с 5 марта находится в процедуре временного наблюдения. Одновременно на базе ССЭП была создана новая компания – “Сибэлектропривод”, которой была передана часть оборудования.

Как стало известно “Ведомостям”, первым проектом “Сибэлектропривода” станет производство двигателей для поездов метро по технологии Skoda. Об этом сообщил топ-менеджер “Дедала”, пожелавший остаться неназванным. По его словам, до конца 2005 г. будет произведено около 30 тяговых электродвигателей для метро. “Пока продолжается урбанизация, двигатели для городского транспорта будут востребованы, поэтому мы решили освоить эту нишу”, – пояснил менеджер. А главный консультант “Сибэлектропривода” Иван Козунин добавил, что в приобретение необходимого для производства двигателей оборудования в течение 2005–2006 г. предприятие вложит 58 млн руб. В последующие годы “Сибэлектропривод” намерен производить и двигатели для трамваев, сказал он.

Сотрудник Skoda Holding на условиях анонимности подтвердил, что недавно чешская компания передала “Сибэлектроприводу” техническую документацию на производство электродвигателей для метро по технологии Skoda. В чешской компании считают, что новосибирский проект облегчит Skoda Holding выход на российский рынок. “Ранее нам приходилось экспортировать в Россию продукцию через цепочку посредников, – говорит он. – Это увеличивало стоимость товара в 2–3 раза”.

Никто из собеседников “Ведомостей” не смог назвать предполагаемый объем производства. Но в конце 2004 г. менеджер “Дедала”, пожелавший остаться неназванным, заявил о намерении компании в течение нескольких лет занять до 90% рынка электродвигателей для городского транспорта.

По данным Всероссийского научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института кранового и типового электрооборудования (ВНИПТИ), в России электродвигатели для городского транспорта производят только московское “Динамо” (занимает 70% рынка), “Электросила”, “Привод” и “Татэлектромаш” (вместе 30%).

Начальник отдела продаж электротехнической компании “Динамо” Игорь Сергеев назвал нишу электродвигателей для метро очень перспективной, отказавшись комментировать планы своей компании по развитию этого направления. А менеджер “Татэлектромаша”, пожелавший остаться неназванным, говорит, что рынок электродвигателей высоко конкурентный и занять на нем серьезные позиции нелегко.

Сегмент электродвигателей для городского транспорта – один из самых интересных и быстро растущих на рынке электрооборудования, говорит начальник отдела электрических машин ВНИПТИ Александр Тухтаров. “Хотя место в этой нише есть, значительно потеснить “Динамо” и “Электросилу” будет непросто, – полагает он. – Поскольку производство находится в Новосибирске, транспортные издержки будут увеличивать цену продукции “Сибэлектропривода”. А в ближайшие годы потребители большее значение будут придавать цене, чем качеству”.