Не только футбол


Последний независимый национальный автопроизводитель Великобритании терпит крушение. Сейчас он занимает всего 3% британского авторынка (в 1960-е гг. – 40%). BMW, владевшая компанией в 1994–2000 гг., вложила в нее 550 млн фунтов стерлингов, но отчаялась вывести из кризиса и продала за символические 10 фунтов Phoenix Venture Holdings, представляющей интересы четырех бизнесменов из Бирмингема. Но и они потерпели неудачу, а переговоры с китайской Shanghai Automotive Industrial о продаже MG Rover провалились. 8 апреля MG Rover подала иск о банкротстве, и ее внешним управляющим была назначена Pricewaterhouse-Coopers. 15 апреля PwC заявила, что шансов на продажу компании целиком не осталось и она будет продана по частям.

Однако PwC, возможно, придется изменить свое мнение. Как сообщили несколько британских газет, интерес к MG Rover проявил любитель спортивных машин Николай Смоленский. В частности, The Observer со ссылкой на источник в PwC сообщает, что Смоленский подал запрос в PwC относительно покупки MG Rover целиком. Его предложение – одно из двух о покупке компании, которые рассматривает PwC. Второй претендент – иранская Dastaan Industrial Development.

Когда MG Rover была выставлена на продажу, при обсуждении этой темы Николай Смоленский обронил пару фраз о том, что ему “это интересно” и он этим вопросом “уже занялся”, рассказал источник в его окружении. Впрочем, никаких подробностей собеседник “Ведомостей” не смог сообщить. Получить комментарии PwC вчера не удалось – в Великобритании был выходной. Однако британские газеты сообщают, что на прошлой неделе Смоленский побывал на заводе компании в Лонгбридже. Если он и не решится покупать MG Rover целиком, его может заинтересовать подразделение по производству спортивных моделей MGF. В 2004 г. он купил британскую компанию TVR, которая производит около 1000 элитных спортивных автомобилей в год. По сообщениям британских СМИ, та покупка обошлась Смоленскому-младшему в 15 млн фунтов ($28,4 млн).

Другим потенциальным претендентом на MG Rover британские СМИ назвали “Руспромавто”. Холдингу пока не удалось найти зарубежного партнера: главным его активом, Горьковским автозаводом, интересовались Toyota и Nissan, но переговоры с Nissan забуксовали, а Toyota решила строить свой завод в Санкт-Петербурге. “Руспромавто” сейчас пытается выработать стратегию развития, для чего Дерипаска возглавил в апреле совет его директоров. Зампред совета директоров “Руспромавто” Александр Юшкевич подтверждает, что холдинг ищет стратегического партнера, однако переговоров о покупке MG Rover не ведет, зато “уже давно ведет их с ее конкурентом”. Юшкевич признает, что MG Rover могла бы вписаться в стратегию развития “Руспромавто”, но “все зависит от того, что и как будет продаваться, какие будут активы, с долгами или без”.

Аналитик “Тройки Диалог” Гайрат Салимов полагает, что ГАЗу и “АвтоВАЗу” стоит присмотреться к терпящим бедствие иностранным компаниям. Через 2–3 года иностранцы начнут в России массовое производство, и за это время ГАЗ и “АвтоВАЗ” не смогут разработать новую конкурентоспособную модель. “Покупать MG Rover целиком, конечно, дорого, – говорит Салимов. – Можно было бы побороться за некоторые активы: технологии, ноу-хау, купить права на сборку этих автомобилей в России – банкроту MG Rover сейчас любые деньги пригодятся”. Хотя самые популярные модели – Rover 25 и Rover 75 – россиянам могут не достаться. Недавно выяснилось, что в 2004 г. MG Rover продала права на их конструкцию китайской SAIC. Правда, многие, в том числе в BMW, сохранившей право на торговую марку Rover, сомневаются в законности этой сделки.