Сложности диалога


Концерт Кубанского казачьего хора на площади Святого Марка – это, конечно, сильно придумано. И очень эффектно для кульминации мероприятий форума, вдохновленного дружбой президента РФ Путина и председателя итальянского совмина Берлускони. Реализация соответствовала замыслу – хор выступил мощно, танцевали лихо, пели громко, а динамики работали так, что в первых рядах стульев для важных персон слышно почти ничего не было. Однако сопредседатель форума с российской стороны Сергей Ястржембский с довольным видом лихо отбивал ритм своими безупречными ботинками. Видимо довольным казался и посол Италии в нашей стране Джанфранко Факко Бонетти, единственный, кажется, итальянец, посетивший все объявленные мероприятия.

Что же касается обычной публики, то туристы слушали хор благожелательно, хотя и с заметным недоумением – они в Венецию не за тем ехали. И если честно, то на следующий день, когда временную сцену для выступления казачьих артистов разобрали и площадь вновь засияла в своем полном архитектурным совершенстве, стало гораздо лучше. И никто о варварских песнях и плясках с шашками уже не вспомнил.

Вообще, как-то внедриться в веками устоявшееся течение венецианской жизни очень трудно – толпы туристов совершают свой обязательный осмотр городских чудес по точно выверенному поколениями путешественников маршруту. Прекрасное выступление московского камерного мужского хора “Пересвет” в соборе Святого Марка лишь создало людскую пробку в размеренном потоке посетителей этого красивейшего и величественного храма. Хор, облаченный в рясы, но поющий изысканно академично, органичнее вписался в венецианскую атмосферу, чем лихое казачество. Российские свидетели выступления “Пересвета” удивлялись, как же католики разрешили тут петь православные песнопения. Итальянцы же недоумевали, когда им задавали этот вопрос. Почему же не разрешить?

Такое взаимное непонимание как раз и говорит о необходимости подобных двусторонних встреч. Диалог дает возможность проверить правильность собственных представлений. К сожалению, на этот раз форум-диалог вышел заметно однобоким. Почти символическое присутствие итальянской публики и представителей венецианских властей на 14 заявленных мероприятиях устроители объяснили местными выборами, новый мэр города был избран всего неделю назад. Но, возможно, это была все же недоработка организаторов – необходимой рекламы “Встречи в Венеции” не получили.

Конечно, концерт в театре “Ла Фениче”, во втором отделении которого выступил ансамбль “Солисты Москвы” Юрия Башмета, собрал зал. Но вот круглый стол “Санкт-Петербург – Венеция: общие проблемы и решения” прошел в фонде Джорджио Чини в присутствии нескольких скучающих журналистов. Что, конечно, прискорбно. Нам у венецианцев реставрации надо учиться, учиться и учиться. Причем не столько специальным методикам и технологиям, а научному подходу и строгости исполнения законодательства об охране памятников.

Театр “Ла Фениче” девять лет назад во второй раз в своей истории сгорел, о чем с искренней печалью сообщили все серьезные газеты мира. Этот красивейший театр – мировое художественное наследие, и его было решено восстанавливать в прежнем великолепии и на том же месте. Театр заново открыли только в прошлом ноябре, старательно и точно воссоздав прежнюю архитектуру. Новоделом восставший из пепла “Ла Фениче” назвать невозможно. Сцена, многоярусный зал, многочисленные нарядные ложи и пышно золоченная центральная – все восстановлено так, что новым и не кажется. Словно виртуозно резали по дереву и щедро золотили весь пышный декор старые венецианские мастера. И заметьте, театр никак не усовершенствовали, не расширили сцену ради удобства новых постановок, не построили подземных этажей для буфета и не организовали ради удобства зрителей парковку для гондол. Конечно, как надо правильно научно реставрировать, наши специалисты и без венецианцев знают, но, может быть, такие встречи как-то немного реанимируют умирающую совесть наших муниципальных чиновников, легко дающих разрешение на любой снос.

От двух дней российско-итальянского диалога в Венеции осталась еще на некоторое время только выставка “Тихое сопротивление. Русский пикториализм 1900–1930 годов”, организованная Московским домом фотографии. Это одна из лучших выставок русской художественной фотографии, которую мне приходилось видеть. Мягкость, туманность и томный эротизм фотографий представителей русского пикториализма очень идет Венеции.