“Транснефть” держит слово


В прошлом году “Транснефть” выплатила акционерам почти четверть своей прибыли, а в этом просит чиновников сократить дивиденды почти в пять раз. “Транснефть” поясняла это необходимостью копить деньги на строительство Восточного нефтепровода, который оценивается в $11,5 млрд. Чиновники на это предложение не отозвались, но это не помешало “Транснефти” перейти от слов к делу.

В 2004 г. чистая прибыль головной компании упала более чем в три раза – до 5 млрд руб. За IV квартал монополия получила лишь 32,5 млн руб. прибыли, сообщила “Транснефть”. Вице-президент монополии Сергей Григорьев пояснил снижение прибыли в IV квартале ростом затрат на капремонты и реконструкцию трубопроводной системы. “Деньги [головной компании] уходят в “дочки”, которые и проводят ремонт”, – поясняет он. Григорьев сказал, что “Транснефти” удалось “вписаться в плановый показатель по прибыли на 2004 г.”.

Впрочем, уже в I квартале 2005 г. прибыль головной компании выросла больше чем в 100 раз – до 3,3 млрд руб., сообщила “Транснефть”. Этот скачок компания объясняет увеличением выручки “в связи с ростом грузооборота” и снижением “расходов по основному виду деятельности в связи с сезонностью работ”. Зимой количество ремонтов резко снижается, поясняет Григорьев. “Монополия зачастую показывает прибыль то на “дочках”, то на головной компании в зависимости от схем финансирования проектов, которые она реализует, – говорит один из членов совета “Транснефти”, – и в таком разрыве нет ничего необычного”. Он связывает рост прибыли в I квартале с подготовкой строительства Восточного проекта.

А эксперты уверены, что дело в дивидендах. “[Снижение прибыли] является очевидной, однако вполне прогнозируемой попыткой занизить чистую прибыль материнской компании и дивидендные выплаты привилегированным акционерам и государству”, – сделали вывод аналитики “Ренессанс Капитала” во вчерашнем отчете. Монополия и не скрывала, что будет делать “дочки” центрами прибыли, и предупреждала о снижении дивидендов, добавляет аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. По прогнозу “Ренессанс Капитала”, консолидированная чистая прибыль монополии по МСФО в IV квартале составит $400 млн, а по итогам года – $1,413 млрд (рост на 41,7%).

Григорьев из “Транснефти” обещает, что владельцы “префов” получат ровно 10% от чистой прибыли компании. Таким образом, им достанется всего 500 млн руб. А дивиденды на акцию сократятся с 1019 руб. до 322 руб., подсчитал “Ренессанс Капитал”.

Теперь инвесторы уповают лишь на чиновников. “Мы надеемся, что точка зрения государства как основного акционера компании совпадет с нашим мнением”, – пишут аналитики “Ренессанса”, вспоминая, что в прошлом году правительство настояло на двукратном увеличении выплат. Но если государство будет требовать поднять дивиденды, не факт, что и по “префам” будет повышение, предупреждает Лукашов.

Впрочем, чиновники пока не определились. Об отсутствии официальной позиции сказали чиновники Минэкономразвития, Минпромэнерго и Росимущества. По их словам, документы к совету директоров, который должен определить размер дивидендов, еще не готовы. Правда, недавно Росимущество направило во все госкомпании требование заплатить на обыкновенные акции по итогам 2004 г. не меньше 10% чистой прибыли и не меньше, чем за 2003 г. В таком случае монополия должна была отправить в бюджет 2,4 млрд руб. Но один из членов совета директоров “Транснефти” уверен, что к “Транснефти” это правило применять не будут: “Иначе придется повышать дивиденды и на “префы”. Другой чиновник, близкий к совету, считает, что правительство незначительно поднимет выплаты или и вовсе согласится на 10% прибыли – 500 млн руб.