Аэродромы сдадут в аренду


С 1994 г. в России действует запрет на приватизацию аэродромов (включая взлетно-посадочные полосы и стоянки самолетов). Несмотря на запрет, государство финансировало эти объекты очень скудно. Поэтому с середины 1990-х они передавались в пользование операторам аэропортов, которые и вкладывались в аэродромы.

Решить проблему с правовым статусом этого имущества чиновники пытаются уже не первый год. Первый и единственный в столичном регионе договор аренды аэродрома заключила в 1998 г. группа “Ист Лайн”, управляющая “Домодедово”. Правда, вскоре после его заключения чиновники заговорили, что в договоре предусмотрены слишком низкие арендные ставки (3 млн руб. в год) и слишком долгий срок аренды (75 лет). В феврале Росимущество добилось расторжения договора через суд. А на прошлой неделе стало известно, что пострадало и “Шереметьево”: налоговые службы предъявили ему претензии на $10 млн. Чиновники решили, что аэропорт занизил налогооблагаемую базу, учтя в своих затратах расходы на содержание взлетно-посадочных полос, принадлежащих государству.

Еще в марте вице-премьер Алексей Жуков поручил Минтрансу и Минэкономразвития урегулировать вопрос управления аэродромами. Минтранс должен согласовать мнения всех заинтересованных министерств до конца июня.

До недавнего времени Минэкономразвития и Минтранс предлагали передавать имущество аэропортов, не подлежащих приватизации, в концессии. Но пока реализовать эту идею невозможно. Госдума планировала рассмотреть законопроект о концессиях во втором чтении 11 мая, но вряд ли он будет включен в повестку дня, отмечает председатель думского комитета по экономической политике Валерий Драганов. Государственно-правовое управление президента написало на законопроект отрицательное заключение, и стороны до сих пор не пришли к компромиссу. Депутаты считают, что список объектов, которые можно передавать в концессии, слишком узок. А кремлевские юристы – что слишком широк. Драганов надеется, что компромисс будет найден и уже в мае законопроект будет принят во втором чтении.

Росимуществу всегда больше нравился вариант с заключением договоров аренды – об этом месяц назад в интервью “Ведомостям” говорил руководитель ведомства Валерий Назаров. Он прогнозировал, что до конца апреля Росимущество определится с арендными ставками и предварительным проектом типового договора. Правда, пока эта работа не завершена, сказал 3 мая чиновник Росимущества.

Но позиция Назарова, похоже, восторжествует. “Для передачи аэропортов в концессию пока нет законодательной базы”, – признает директор департамента Минтранса Александр Тихонов. Даже если закон о концессиях будет принят в ближайшее время, все равно потребуется принять еще несколько нормативных актов, чтобы он реально заработал, объясняет чиновник. А пока нет законодательства, имущество аэропортов, не подлежащее приватизации, можно сдавать в аренду по временным правилам, но на общих принципах, добавляет директор департамента инфраструктуры Минтранса Олег Шахов. В договоры аренды можно включать пункт, что он прекращает действие, как только заработает система концессий. Минэкономразвития против аренды тоже не будет возражать. “У нас около 700 взлетно-посадочных полос, а в концессию возьмут не больше 15, – убежден начальник департамента МЭРТ Игорь Гречухин. – Остальные просто не заинтересуют инвесторов”.

Менеджеры аэропортов хотят, чтобы министерства приняли хоть какое-нибудь решение. “Нас устроит любая схема, поскольку из-за неопределенности у нас слишком много проблем, – заявил “Ведомостям” один из менеджеров “Шереметьево”. – В крайнем случае, ошибки будем исправлять потом”. Первый заместитель гендиректора “Внуково” Виталий Ванцев считает аренду предпочтительным вариантом, потому что у него пока нет альтернативы. Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова считает, что разрешение сдавать имущество в аренду стало бы хорошей новостью для управляющих аэропортов, ведь перспективы закона о концессиях до сих пор неясны. В первом чтении он был принят девять лет назад, и неизвестно, сколько времени понадобится для второго этапа.