ГЛОБАЛИСТ: Новые головы дракона


Поругав “надменную касту чиновников”, президент Путин пообещал облегчить жизнь бизнесу, сократив срок давности по применению последствий недействительности ничтожных сделок и проведя некое подобие амнистии капиталов. Поможет ли это укрепить доверие между властью и бизнесом?

Судя по программным документам президента и правительства, в 2000–2004 гг. они только и занимались что снижением административных барьеров в экономике. “Программа Грефа” уверяла, что давление бюрократии на бизнес можно ослабить правовыми и процедурными рамками.

Однако вмешательство бюрократии в экономику только выросло, в первую очередь в высших эшелонах власти. Близкие к Путину Медведев, Сечин, Миллер напрямую участвуют в управлении крупным бизнесом. Родственники Фрадкова, С. Иванова, Матвиенко и множества других чиновников занимают руководящие должности в крупных компаниях, напрямую зависящих от государства. Такого не было даже во времена Ельцина, когда коррупция в России, казалось, превысила все мыслимые пределы. Еще хуже ситуация – в проникновении региональных властей в средний и малый бизнес.

Последние атаки власти и госкомпаний на бизнес (ТНК-ВР, “Шереметьево”, Sakhalin Energy, “Нортгаз”) показывают, что дело “ЮКОСа” – далеко не единичный случай, а толку от борьбы с хозяйничающей в стране бюрократией правовыми методами немного.

По своей природе, целеполаганию, методам работы российская бюрократия не изменилась с 1980-х гг. Ей лишь подрезали полномочия и убрали не эффективный “партийный контроль”, не заменив его контролем со стороны общества. В результате бюрократия выжила, сохранила контроль над значительной частью экономики, а при Путине расцвела буйным цветом: ей перестали пенять за “нерыночность” и “недемократичность” ее действий, а, напротив, стали чаще указывать на необходимость соблюдения неких “государственных интересов”, нигде толком не сформулированных, которые в сознании государственной машины выше интересов граждан.

В таких условиях вы можете принять сколько угодно законов об упорядочении регулирования, однако бюрократия найдет новые способы вцепиться в горло бизнесу, который она не воспринимает как “свой”. Стоит упорядочить налоговое администрирование и реанимировать презумпцию невиновности налогоплательщика – начнут отзывать лицензии на добычу нефти (найти нарушения – раз плюнуть). Отрубите чиновничьему дракону и эту голову – вырастет новая.

Единственным способом серьезно изменить саму идеологию отношения власти к бизнесу является не просто перестройка, но коренная ломка нынешней бюрократической системы. Именно ломка, и стесняться тут нечего. Сегодня бюрократия в принципе не способна обслуживать интересы бизнеса, граждан, а значит, интересы России, как ни меняй структуру министерств. Необходимы более радикальные меры, вплоть до формирования абсолютно новой, “десоветизированной” системы органов власти на месте существующей и люстрации для нынешних чиновников.

“Эскапизм” в стиле Илларионова (“даешь либерализацию”) не пройдет – без публичной власти в современном обществе не обойтись, государство не может полностью уступить место бизнесу. А раз власть остается советской (о чем и стала напоминать в открытую устами Путина) – значит, ничего хорошего от нее ждать не приходится.