Главная сделка Блаватника

В. Волков

У владельца Access Industries достаточно капитала, но для финансирования такой крупной сделки он скорее всего прибегал к заемным средствам, рассуждает Сергей Суверов из Газпромбанка. “Сумма сделки – 4,4 млрд евро – свидетельствует, что инвестиции в Basell не спекулятивные, а долгосрочные”, – считает аналитик ING Financial Markets Энгус Макфейл. По его словам, несмотря на долги, Basell – прибыльная компания. Покупая ее, Access Industries и его партнеры получают доступ к мощностям по производству полипропилена по всему миру.

Впрочем, Блаватник делал новые покупки и в России: в 2004 г. приобрел консорциум Mustcom, владеющий 25% + 1 акция “Связьинвеста”. На конец 2005 – начало 2006 г. намечена продажа остальных акций, находящихся в госсобственности. Блаватник считался одним из претендентов на них. “Обычно перед крупными приватизационными конкурсами потенциальные покупатели резервируют средства. Покупка Basell может свидетельствовать о нежелании Блаватника претендовать на госпакет “Связьинвеста”, – полагает Дашевский. По оценке Светланы Сухановой из Альфа-банка, госпакет “Связьинвеста” стоит $2,5 млрд.

Royal Dutch/Shell и BASF подписали соглашение о продаже всех 100% долей в компании Basell с консорциумом во главе с Access Industries и The Chatterjee Group. Об этом говорится во вчерашнем совместном пресс-релизе продавцов и покупателей. В нем сказано, что оформление сделки будет завершено в течение полугода, ее размер составит 4,4 млрд евро. 2,2 млрд евро из этой суммы будет направлено на погашение задолженности Basell. В Access Industries и The Chatterjee Group “Ведомостям” отказались сообщить, на каких условиях стороны участвуют в сделке.

Леонард Блаватник уехал из СССР в 1978 г., бросив институт. В Америке он окончил Гарвард, а в 1986 г. основал Access Industries. Год спустя он повстречал бывшего однокурсника Виктора Вексельберга, и черед два года они начали совместный бизнес.

О бизнесе самого Блаватника за пределами России известно немного. В конце 80-х он был совладельцем транспортной компании, развозившей грузы по всей Америке. В Access Industries не раскрывают, какие именно активы за пределами России помимо разреза “Богатырь” в Казахстане принадлежат компании.

А основной доход Блаватнику принесла покупка 50% акций ТНК пополам с Вексельбергом. В 2003 г. от продажи доли ТНК британской BP каждый из них заработал почти по $2 млрд. “Ренова”, совладельцами которой являются Вексельберг и Блаватник, владеет второй по величине в России алюминиевой компанией “СУАЛ”. По неофициальным данным, доля Блаватника в “Ренове” – около 30%.

Представитель “Ренова” утверждает, что Basell Блаватник покупает один, без Вексельберга. “Мы имеем опыт в промышленных инвестициях в компании, которые конкурируют на крупных, цикличных рынках. Мы полагаем, что Basell занимает привлекательную позицию и имеет прекрасное будущее” – так в пресс-релизе Леонард Блаватник объясняет покупку Basell.

У большинства крупных бизнесменов, работающих в России, есть политическое желание вкладываться за пределами нашей страны, считает Стивен Дашевский из “Атона”. Чукотский губернатор Роман Абрамович вложил несколько сотен миллионов в футбольный клуб Chelsea, совладельцы “Норникеля” Владимир Потанин и Михаил Прохоров потратили более $1,6 млрд на южно-африканскую Gold Fields, сын банкира Александра Смоленского Николай присматривается к MG Rover. А Блаватнику понятен нефтяной и нефтехимический бизнес, поэтому он заинтересовался Basell, рассуждает Дашевский.