Проект “Б”: Уже все было?


Война отказывается становиться историей. В том смысле, что отказывается укладываться в учебник, чтобы волновать только школьников и студентов перед экзаменами. Или узких специалистов. И сам период войны, и то, что ему предшествовало, и то, что за ним непосредственно последовало, – все это предмет пререканий и повод к раздорам. В чем нетрудно убедиться даже на форуме не самой гуманитарной газеты “Ведомости”, чья аудитория сравнительно молода.

По большому счету, сколько стран, столько мировых войн. Очень у многих различаются общая мифология, акценты, значимость в ряду других событий в истории, даже даты ее начала и окончания. Стоит вспомнить хотя бы то, что довольно большое количество стран вместе с режимами меняло свою ориентацию в войне. Но самый массивный водораздел между разными пониманиями Второй мировой проходит, кажется, по границе бывшего СССР.

У нас война и не воспринимается как по преимуществу мировая – для большинства она именно отечественная. Отвечая на вопрос “каков для вас смысл той войны”, 44% граждан, опрошенных ВЦИОМ, отвечали: “Это война за существование нашей родины”. Для 28% – это война против фашизма за свободу и демократию во всем мире, для 21% – борьба СССР с гитлеровской Германией. Только для 5% – это часть Мировой войны (взято из опроса 2002 г.).

Более того, победа в ней – главное событие отечественной истории XX в., ее высшая точка. Так считает подавляющее число россиян, причем их доля выросла с 73% в 1989 г. до 78% в 2003 г. Второе по значимости событие – полет Юрия Гагарина в космос, а третье – распад СССР. Кстати, к концу перестройки, 15 лет назад, иерархия была такой: победа, революция, чернобыльская катастрофа.

Интересно посмотреть, что думают молодые. В ходе опроса 2003 г. более 41% молодых людей (15–24 года) на вопрос “какое время было самым страшным в истории нашей страны” ответили: “Великая Отечественная война”.

А главным позитивом для молодежи, как и для всех, остается победа – 29%. Причем вокруг нее нет ничего близкого по популярности. Нынешнее время кажется высшей точкой истории 5% опрошенных, полет Гагарина молодежь вспоминает гораздо реже (4%), чем опрошенные в целом. Зато молодые в качестве позитивного момента в прошлом называют отмену крепостного права (3%). Хотя это, конечно, близко к социологической погрешности.

Исходя из логики “порабощение – свобода”, вероятно, можно было бы предположить другую пару событий в качестве низшей и высшей точки. Например, репрессии 30-х гг. и освобождение от коммунизма. Но нет, революция конца 80-х начала 90-х воспринимается как беда (развал СССР), а не как освобождение. Да и перестройку – то, с чего все началось, – большинству не хочется поминать добрым словом. Судя по совсем недавнему исследованию “Левада-центра”, 70% опрошенных считают, что перестройка принесла России вред. И только 20% думают, что больше пользы, чем вреда.

Во всяком случае, очевидно, что для россиян, причем для россиян самых разных поколений, “самым ужасным” в истории и “самым прекрасным” в истории является Великая Отечественная война и победа в этой войне. Получается, что это наше нераздельное и неслиянное все. Коллективный катарсис, альфа и омега, которые остаются там, в середине прошлого века. У нас уже все было. Что мы совершили с тех пор?