Железная дорога для “Шереметьево”


В числе возможных инвесторов Левитин вчера назвал “ТрансГрупп”, Росбанк и “Российские железные дороги”. В “ТрансГрупп” подтвердили свою заинтересованность в проекте. В Росбанке от комментариев отказались. РЖД, по словам одного из менеджеров монополии, пока не определилась со своим участием в проекте. “Названные “Шереметьево” $100 млн – самый дешевый вариант, мы еще даже не говорили с владельцами земельных участков, через которые будет проходить ветка, и неизвестно, сколько будет стоить выкуп их земель”, – говорит он. Только после этого, по словам сотрудника РЖД, будет понятно, станет ли монополия соинвестором.

Вчера совет директоров “Шереметьево” одобрил проект строительства железной дороги до аэропорта. Шестикилометровая ветка протянется от Лобни до гостиницы “Новотель” – под ней будет построена подземная платформа. Планируется, что туда же впоследствии будут приходить поезда из бизнес-центра “Москва-Сити”. Стоимость проекта, по оценке “Шереметьево”, составит $100 млн. Как заявил вчера министр транспорта Игорь Левитин, строительство дороги начнется в следующем году и закончится в 2007 г. Для реализации проекта аэропорт учредит 100%-ную “дочку” “Аэроэкспресс”. Именно она займется строительством и эксплуатацией железнодорожной ветки. Сам же аэропорт продолжит поиск инвестора, которому затем передаст 75% минус 1 акция “Аэроэкспресса”.

“Аэроэкспресс” займется разработкой ТЭО и оформлением прав на землю, говорит первый заместитель гендиректора “Шереметьево” Сергей Недорослев. А привлечением инвестиций, по его словам, займется инвестор. Затем “Аэроэкспресс” купит или возьмет в аренду электрички для новой дороги и за счет продажи билетов примерно за пять лет должен окупить проект, говорит Недорослев.

Тем не менее монополии, как минимум, гарантирован подряд на строительство ветки, сообщила вчера пресс-служба “Шереметьево”. Но эксперты считают такое решение спорным. “Справедливая цена проекта – максимум $50 млн”, – возмущается чиновник Минэкономразвития. С ним согласна и начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова. “Однако строить все равно надо – “Шереметьево” сейчас в этом проигрывает остальным аэропортам”, – отмечает Одинцова. И быстрее всего проект пойдет, если им займется именно РЖД.

Впрочем, до недавних пор менеджмент “Шереметьево” надеялся привлечь совсем другого инвестора. Первый раз вопрос о строительстве железной дороги совет должен был рассматривать 28 апреля. И в материалах к нему предлагалось одобрить учреждение другого оператора проекта. По словам сразу двух близких к совету источников, им должно было стать ООО “Магистраль”, на 25% принадлежащее “Шереметьево”, а на 75% – ООО “Стройимпорт”. Кто стоит за этой компанией, “Ведомостям” выяснить не удалось. И в Минтрансе, и в Росимуществе “Ведомостям” заявили, что ничего не знают об этом инвесторе. В материалах даже не указывались реквизиты этого юрлица, говорят собеседники “Ведомостей”.

При этом в Росимуществе до сих пор сомневаются в целесообразности строительства частной ветки до аэропорта. “Будет все-таки лучше построить ее за счет средств РЖД”, – соглашается чиновник Минэкономразвития. Но в Минтрансе с этим не согласны. “У нас есть частные ветки, в том числе пассажирские”, – говорит чиновник министерства, приводя в пример ветку в Ейске Краснодарского края. В 2002 г. участок дороги в этом городе местные власти сначала передали в аренду, а потом в счет достройки продали частной компании “Вера”. “Мы справимся с проектом”, – уверяет Недорослев.