Баку – Джейхан на старте


О начале заполнения нефтью трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан вчера сообщил оператор по эксплуатации трубопровода BTC Co. “Компания BTC начала заполнение головной насосной станции на Сангачальском терминале”, – говорится в пресс-релизе. Для полного заполнения трубопровода требуется 10 млн баррелей нефти, это займет более шести месяцев.

По словам представителя BP Тоби О’Донни, Баку – Джейхан способен прокачивать 1 млн баррелей в день. При этом полностью заполнить трубопровод удастся не раньше 2008–2009 гг. А отправка первого танкера из турецкого порта Джейхан намечена на IV квартал 2005 г. “Нефть из Джейхана смогут транспортировать на супертанкерах в Северную Америку”, – говорит аналитик “Тройки Диалог“ Валерий Нестеров. По его оценке, это позволит снизить зависимость США от ближневосточной нефти.

По подсчетам BP, трубу удастся полностью загрузить исключительно нефтью с Азери – Чираг – Гюнешли. Извлекаемые запасы этих месторождений оцениваются в 5,4 млрд баррелей. При этом в BP открыты для привлечения и любой другой нефти из каспийского региона. “Если понадобится, то мощность трубопровода можно будет увеличить на 10–15%”, – обещает представитель компании. Но пока других договоров о поставках нефти, у проекта нет.

В “Транснефти” не так оптимистично оценивают перспективы проекта. “Собственных ресурсов для заполнения трубы у Азербайджана на данный момент нет”, – говорит вице-президент компании Сергей Григорьев. Григорьев ждет, что Азербайджан перестанет прокачивать нефть по маршруту Баку – Новороссийск, куда сейчас поступает 2,5 млн т нефти в год. “Но проблем это не создаст, – уверен Григорьев. – В худшем случае опустеет 200-километровая труба до Махачкалы”.

Нестеров согласен, что заполнить трубу азербайджанской нефтью будет сложно. “Пик добычи нефти пройдет, а трубопровод необходимо эксплуатировать минимум 25 лет”, – говорит аналитик. По прогнозам, к 2010 г. добыча нефти в Азербайджане увеличится с нынешних 17 млн т до 60 млн т, но, если вычесть внутреннее потребление, ее все равно не хватит для полной загрузки нефтепровода, говорит Нестеров. А по мнению Михаила Перфилова из Argus Media, для “большинства компаний, не входящих в консорциум BTC, плата за транспортировку будет слишком высокой”. Это подтверждает и представитель ExxonMobil, которая владеет долей в Азери – Чираг – Гюнешли. “Компания воспользуется другими средствами, в том числе железной дорогой и трубопроводом Баку – Супса”, – обещает он.