J.P. Morgan попал в историю


Лайд потратил 3500 часов, изучая архивы Citizens Bank of Louisiana, юридическим наследником которого является J.P. Morgan. Старые финансовые книги в кожаных переплетах содержали подробнейшие описания сделок, заключавшихся плантаторами с 1834 по 1861 г. Одна история связана с Бернаром де Мариньи, одним из богатейших людей своей эпохи. Страсть де Мариньи к азартным играм привела к тому, что по крайней мере 62 раба из его хозяйства были внесены в качестве залога по кредиту. “Это были транзакции, аналогичные нынешним операциям по возобновлению кредита по кредитной карте”, – говорит Лайд. В документах о передаче собственности де Мариньи в залог постоянно упоминаются рабы. Так, в документе 1848 г. перечислены “рабы, скот, кухонная утварь, мебель”.

J.P. Morgan, созданный в XIX в. одним из самых влиятельных финансистов той эпохи Джоном Пирпонтом Морганом, известен трепетным отношением к своей истории. Однако теперь банку приходится раскрывать и не очень приглядные главы этой истории. Два года назад в Чикаго был принят Декрет о деятельности компаний и бизнеса в эпоху рабства, по которому все компании, работающие с городским правительством, должны публиковать сведения о своем отношении к работорговле. Декрет призван развивать общественную дискуссию о вреде рабства и необходимости выплат компенсаций потомкам рабов. Ранее в результате расследования был выявлен факт использования рабского труда в инвестбанке Lehman Brothers.

Законы, обязывающие компании раскрывать использование рабского труда, действуют уже в нескольких городах США, включая Лос-Анджелес и Детройт. Потомки рабов все чаще возбуждают иски против крупных корпораций, добиваясь компенсации ущерба своим пращурам, но до сих пор эти попытки оказывались безуспешными.

Чтобы иметь возможность работать с властями Чикаго, J.P. Morgan Chase начал анализировать историю банка. Работа активизировалась после покупки в 2004 г. Bank One, который годом ранее участвовал в организации выпуска муниципальных облигаций. В ходе самостоятельного расследования J.P. Morgan компрометирующих фактов не выявил. Тогда банк привлек к работе Лайда. Профессиональный историк из консультационной фирмы History Associates в 1990-х гг. уже помогал J.P. Morgan разыскивать средства, пропавшие со счетов парижского отделения банка во время фашистской оккупации.

Лайд не обнаружил сведений, связанных с эпохой рабства, в нью-йоркских архивах J.P. Morgan. Однако он знал, что история банка связана со штатом Луизиана, и обратился в Луизианский университет Тулейна, в библиотеке которого хранится множество документов. Здесь-то и обнаружились записи о сделках, предметом которых были рабы. “Я сообщил банку о найденной связи, и мне было дано распоряжение копать глубже”, – говорит историк.

Лайд с тремя коллегами объехал ряд округов в Луизиане в поисках новых свидетельств. В некоторых местах необходимые документы не сохранились, но в одном из городков недалеко от Нового Орлеана были найдены архивы, содержащие записи о закладных и сделках с недвижимостью, проходивших через Citizens Bank of Louisiana. Многие из этих записей на английском и французском языках свидетельствовали об использовании десятков рабов в качестве платежного средства. Всего исследователи обнаружили более 20 000 свидетельств, имеющих отношение к предмету изысканий. Они произвели на историков сильное впечатление. Так, некая Мари Розетт, “свободная цветная женщина”, просит обменять одного из ее рабов на ее сына, которого банк взял в качестве залога. Правление банка одобрило эту сделку.

После нескольких месяцев работы Лайд представил J.P. Morgan подробный отчет с длинным списком рабов, проходивших по сделкам. Citizens Bank of Louisiana и другой местный банк, New Orleans Canal & Banking Company, наследником которых является J.P. Morgan, в общей сложности взяли в залог более 13 000 рабов; 1250 из них перешли в собственность банков после того, как должники объявили себя банкротами.

Проанализировав отчет Лайда, J.P. Morgan принес публичные извинения за действия предшественников и выделил $5 млн в фонд поддержки афроамериканских студентов из Луизианы. (WSJ, 10.05.2005, Александр Силонов)