“Транснефть” экономит


А вот госкомпании “Роснефть”, долги которой на начало года превысили $12,5 млрд, не удалось переубедить чиновников. В итоге “Роснефть” заплатит государству за 2004 г. 1,75 млрд руб. – это 10% ее чистой прибыли и на 250 млн руб. больше прошлогодних дивидендов. “Газпром” планирует поднять дивиденды почти вдвое – до 28,2 млрд руб., РАО “ЕЭС России” – на 15% до 2,76 млрд руб.

Частные компании платят акционерам 15–20% чистой прибыли, отмечает Лукашов. “Норникель” обязался направлять на дивиденды 25% чистой прибыли, а “Сургутнефтегаз” по итогам 2004 г. заплатит им 29% чистой прибыли.

“Привилегированные акции “Транснефти” покупают в основном ради дивидендов”, – утверждает аналитик “Атона” Дмитрий Лукашов. В прошлом году “Транснефть” потратила на дивиденды почти четверть своей прибыли. Но еще в феврале монополия предупредила инвесторов о планах сократить дивиденды в пять раз и заплатить за 2004 г. лишь 828 млн руб. “Транснефть” объясняла это необходимостью копить на строительство Восточного нефтепровода, для которого требуется $11,5 млрд. Теперь же, как стало известно “Ведомостям”, “Транснефть” решила выделить на дивиденды лишь 750 млн руб., из которых государству причитается 250 млн руб. (в 10 раз меньше, чем в прошлом году), а владельцам “префов” достанется 500 млн руб. Эти предложения совет директоров монополии рассмотрит 23 мая, рассказали “Ведомостям” два чиновника, близких к совету.

“В стране нет проблем с наполнением бюджета, и забирать дивиденды у компании, которая развивается, нет смысла. Мы и так платим огромные налоги”, – пояснил позицию “Транснефти” ее вице-президент Сергей Григорьев.

Это возмутило чиновников Росимущества. “Мы будем настаивать, чтобы компания не снижала выплаты по сравнению с прошлогодними”, – заявил “Ведомостям” представитель этого ведомства, управляющего госпакетом акций монополии. По правилам, которые Росимущество утвердило в этом году, дивиденды на обыкновенные акции госкомпаний не могут быть меньше 10% чистой прибыли и ниже прошлогодних выплат. То есть монополия должна заплатить государству 2,4 млрд руб., как и за 2003 г. “Эти правила никто не отменял, и они действуют для всех госкомпаний, в том числе “Транснефти”, – сказал представитель Росимущества.

Минэкономразвития пока не определило позицию по этому вопросу, но некоторые чиновники склоняются на сторону “Транснефти”. “У компании грандиозный проект – строительство Восточного трубопровода; думаю, ей пойдут навстречу”, – говорит один из членов совета директоров монополии.

“Транснефть” просит экстремально низкие дивиденды, чтобы в итоге получить желаемое”, – уверен Дмитрий Лукашов. Но из-за ожидания низких дивидендов “префы” монополии дешевеют, добавляет он. На котировки повлияло еще февральское “предупреждение” о снижении дивидендов: 7 февраля одна акция “Транснефти” стоила в РТС $957, а 11 февраля – $900. А вчера к закрытию торгов в РТС акция монополии стоила уже $769. Одной из причин такого падения аналитик “Тройки Диалог“ Олег Максимов считает ожидания низких выплат. “Некоторые инвесторы ожидали дивидендов, сравнимых с 2003 г., хотя компания не раз заявляла о желании заплатить меньше”, – отмечает он.

Управляющий активами East Capital Павел Дерябин признался, что его компания сократила долю “префов” “Транснефти” в своем портфеле “на десятки процентов”. “Дело не только в дивидендах, – признает он. – Мы ожидали от “Транснефти” большего – рассчитывали на расширение системы, на то, что правительство будет вкладывать средства в ее проекты, но в итоге нефть в Китай по-прежнему поставляется по железной дороге”.