“Десятки” встали


Московская автоторговая компания “Инком-Авто” сообщила вчера о снижении цен на новые “десятки” примерно на $200. По словам Сергея Соколова, директора по маркетингу дилерской компании “Ростокино-Лада”, снизили цены на легковушки семейства Lada 110 уже многие столичные дилеры. Некоторые просто переписали ценники, некоторые, предоставляют покупателям выбор – получить скидку или заказать на ее сумму дополнительное оборудование. Еще в апреле около 10 крупных московских дилеров ВАЗа передали на завод через его московское управление региональных поставок (УРП) письмо с просьбой разрешить им продлить действие новогодних скидок (они закончились в феврале), рассказал Соколов. Дилеры жаловались на падение продаж, утверждает источник, знакомый с письмом.

По словам Соколова, в конце апреля ВАЗ позволил столичным дилерам продавать модели 21101 и 21104 со скидкой до 8000 руб., остальные машины “десятого” семейства – со скидкой до 4000 руб. Это подтвердили еще два дилера.

“АвтоВАЗ” не снижал отпускных цен и не выпускал никаких указаний для дилеров, утверждает замдиректора завода по связям с общественностью Александр Громков. ВАЗ лишь рекомендует дилерам торговую надбавку к своим отпускным ценам в 9,17%. “Как распоряжается дилер своей маржей – его дело”, – говорит Громков. Громков и столичное УРП не подтвердили факт обращения дилеров к заводу, но представитель УРП признал, что по поводу цен “были консультации”.

Этой весной спрос на “десятки” куда ниже, чем год назад, сетует коммерческий директор тольяттинской дилерской компании “Восток-Лада” Михаил Кочережко. По его оценке, запасы автомобилей у дилеров ВАЗа по России достигают 80 000 – вдвое выше нормы. “Если “АвтоВАЗ” будет держаться за нынешнюю цену, через 1–2 года корейские и японские машины окончательно вытеснят “Ладу” с рынка”, – убежден он. ВАЗу наступают на пятки корейские конкуренты, соглашается генеральный менеджер по маркетингу и PR группы “Рольф” Валерий Тараканов. Цена одного из основных конкурентов “Лады”, Daewoo Nexia, составляет всего $8500, напоминает Тараканов (в Москве “Лада-110” стоит сейчас $8000–8300). В I квартале Daewoo продемонстрировала громадный скачок продаж: было продано 10 667 Nexia против 4272 в I квартале прошлого года. В пресс-службе Таганрогского автозавода (ТагАЗ), собирающего корейские Hyundai, утверждают, что рост продаж этой марки идет “в основном за счет людей, пользовавшихся до этого отечественными автомобилями”. А в сентябре начнет продаваться Renault Logan российской сборки с ценой, начинающейся с $9000. “При этом даже в базовой комплектации эта модель будет лучше укомплектована, чем вазовские машины”, – говорит Тараканов. С развитием потребительского кредитования разница в цене даже в $1000–2000 “перестает быть быть серьезным барьером” и недорогие иномарки все больше теснят “десятку”, констатирует управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов.

“Удерживая цены на прежнем уровне и даже повышая их, “АвтоВАЗ” теряет свое основное конкурентное преимущество – низкую цену – и рвется в ценовую нишу, где есть очень сильные игроки”, – считает Тараканов. ВАЗ и дальше будет испытывать проблемы со сбытом “десяток”, ему придется снизить отпускную цену примерно на 5%, убеждена аналитик Объединенной финансовой группы (ОФГ) Елена Сахнова.

“АвтоВАЗ” вступает в полосу кризиса, считает президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РААД) Олег Наумов. Продажи иномарок в стране продолжают расти, и за четыре месяца 2005 г. их продано почти вдвое больше, чем за тот же период 2004 г. Поэтому вазовские дилеры вынуждены будут не только сокращать свою прибыль, но и добиваться снижения цен заводом. Наумов сомневается, способны ли на это руководители “АвтоВАЗа”, хотя, считает он, другого выхода у них нет: “АвтоВАЗ” по-прежнему не готов быть конкурентоспособным хотя бы в сегменте недорогих автомобилей”.

Источник, близкий к “АвтоВАЗу”, считает, что в принципе предприятие имеет возможность снизить отпускные цены, ведь “десятка” – самая прибыльная для ВАЗа модель. “Но и маржа дилеров совсем не маленькая”, – отмечает он. По его мнению, заводу и дилерам надо вместе искать пути решения проблемы. “Два года назад [во время спада продаж из-за наплыва подержанных иномарок] мы вместе снизили маржу”, – напоминает собеседник “Ведомостей”.