“ЛУКОЙЛ” судится за свой брэнд


Согласно базе данных единого патентного ведомства Евросоюза – Офиса по гармонизации на внутреннем рынке (OHIM), 17 июня 2004 г. испанская компания Sarmet on plus, занимающаяся торговлей нефтепродуктами, получила права на логотип “ЛУКОЙЛа”. “ЛУКОЙЛ” подал иск к Sarmet on plus в Европейский суд по патентному праву в испанском городе Аликанте.

Представитель “ЛУКОЙЛа” отказался комментировать детали спора с Sarmet, но подтвердил “Ведомостям” наличие иска. По его словам, слушание пройдет 31 мая. А по словам источника “Ведомостей”, знакомого с деталями конфликта, два года назад “ЛУКОЙЛ” собирался вместе с Sarmet торговать нефтепродуктами, но позже альянс распался.

В компании считают, что Sarmet получила право использования логотипа незаконно, так как еще в 1997 г. права на свой логотип в Европе “ЛУКОЙЛ” зарегистрировал через Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO). В WIPO “Ведомостям” подтвердили эту информацию, а в базе данных организации за “ЛУКОЙЛом” числятся три логотипа: черная надпись LUKOIL, LUKOIL с черной каплей вместо O и латинские LUK на красном фоне. Все три логотипа были зарегистрированы еще 12 мая 1997 г. WIPO уполномочена выполнять Мадридский протокол, который в разное время подписали 77 стран, в том числе и Россия. Подписание Мадридского протокола позволяет зарегистрировать торговую марку сразу в нескольких странах через единую систему. К Мадридскому протоколу европейский Офис по гармонизации на внутреннем рынке присоединился в 2004 г.

Источник в “ЛУКОЙЛе” полагает, что проблема с двумя “хозяевами” одного брэнда “техническая”. По его мнению, европейская организация не сверила разные базы данных. А сотрудник “Роспатента” сказал “Ведомостям”, что ситуация, при которой ведомства допустили ошибку, вполне возможна, так как у WIPO и OHIM до последнего времени были разные базы данных. С представителями Sarmet вчера связаться не удалось. Источник в “ЛУКОЙЛе” указывает, что компания продолжает на законных основаниях пользоваться своим логотипом на бензоколонках в Румынии, Польше, Болгарии, Венгрии и странах Балтии.

Владимир Бирюлин из юридической компании “Городисский и партнеры” считает, что если произошла ошибка по вине OHIM, то это ведомство обязано аннулировать свое разрешение. Кроме того, у “ЛУКОЙЛа” есть право аннулировать разрешение согласно парижской конвенции от 1898 г., по которой “право на логотип имеет компания, зарегистрировавшая его раньше”, говорит Бирюлин. Также в патентном праве существует понятие “фирменного названия”, которое принадлежит “ЛУКОЙЛу”, напоминает юрист.

Однако, если “ЛУКОЙЛ” планировал сотрудничество с Sarmet, он мог выдать ей “письмо о согласии”, предоставляющее право использовать свой брэнд. В этом случае, по словам Бирюлина, аннулировать разрешение будет крайне сложно. “ЛУКОЙЛу” придется доказать суду, что испанская сторона намеренно ввела компанию в заблуждение или нарушила ранее взятые на себя обязательства. В противном случае “ЛУКОЙЛ” не сможет лишить Sarmet прав на свой логотип, говорит Бирюлин.