“МегаФон” покупает друзей


“МегаФон” вчера объявил о начале программы “Приведи друга”, пообещав платить по $5 каждому, кто порекомендует подключиться к оператору своим друзьям. Услуги своих агитаторов “МегаФон” будет оплачивать не наличными, а добавляя эту сумму к деньгам, уплаченным за услуги сотовой связи – в том случае, если новоиспеченные абоненты укажут номер друга. Акция будет действовать до 30 июня этого года. Похожую акцию оператор проводил с 19 ноября по 12 декабря прошлого года, когда действовала аналогичная программа “Переходи на зеленый”. С тех пор друзья в “МегаФоне” подорожали на $2.

“Приведи друга” – очень мощная технология, говорит коммерческий директор “МегаФон- Москва” Сергей Бешев. По его словам, впервые “МегаФон” опробовал ее еще в мае 2002 г. Бешев наотрез отказался говорить о количественных показателях подобных акций, но заметил, что отклик на предложение привести друга как минимум вдвое превышает результаты почтовых рекламных рассылок.

Конкуренты “МегаФона” таких акций никогда не проводили и не спешат перенимать его опыт. Директор “ВымпелКома” по связям с общественностью Михаил Умаров скептически оценивает эффективность подобных инициатив. По его словам, сегодня абоненты осмысленно выбирают себе оператора и платить кому-то за их подключение бессмысленно. “Убедить того, кто не собирался подключаться, конечно, можно, – соглашается он, – но потом он может уйти к другому оператору”.

А директор МТС по связям с общественностью Павел Нефедов говорит, что сейчас оператор сосредоточился на повышении лояльности своих абонентов, а не на привлечении новых. По его словам, эффективность акций вроде “Приведи друга” очень трудно оценить заранее – лишь спустя некоторое время станет ясно, насколько активно пользуются связью новые абоненты.

Аналитик “ФИНАМа” Олег Шенкер считает, что привлеченные через друзей пользователи улучшают клиентскую базу и финансовые показатели сотовых операторов. По его словам, у таких абонентов будет выше доля внутрисетевых звонков – а такие звонки обходятся операторам дешевле. Кроме того, рассуждает Шенкер, переманивание друзей дает эффект “снежного кома” – когда один оператор обслуживает 7–8 друзей из 10, остальным ничего не остается, кроме как также перейти к нему.

Программа “Приведи товарища” действует и у интернет-провайдера “МТУ-Интел”. За каждого нового пользователя пакета “Стрим” компания добавляет на интернет-счет его товарищу $10. По словам эксперта по информационному обеспечению “МТУ-Интел” Ильи Фабричникова, его компания оценивает эффективность каждой подобной акции по цене привлечения одного абонента. Эксперт говорит, что акция “Приведи товарища” по эффективности сравнима с рекламой на телевидении и в метро и уступает разве что рекламе в Интернете. По оценке знакомого с ситуацией источника “Ведомостей”, сейчас доля подписавшихся на “Стрим” по рекомендации друзей превышает 10% новых пользователей этой услуги.

Креативный директор Euro RSSG Moradpour Никита Огурцов уверен, что подобные акции обречены на успех в России. “Этот ход проверен многократно в России в середине 90-х самыми разными пирамидальными организациями, от совершенно эзотерических типа “Аум Сенрике” и кришнаитов до таймшера, – говорит он, – здесь сработает та же кнопка в голове потребителя”.

А креативный директор DDB Russia Кирилл Смирнов обращает внимание на то, что акции “приведи друга” направлены в первую очередь на малоговорящих абонентов, а других не заинтересует бонус в $5. “Все зависит от того, какая задача стоит перед операторами, – рассуждает Смирнов. – Они бьются за мифическую величину числа абонентов, но потом многие из новых клиентов просто уйдут в отток”.