Облигации для ВЭБа


Минфин обещает выпустить госбумаги для институциональных инвесторов – страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ) – уже несколько лет. Лишь в сентябре прошлого года Минюст зарегистрировал новые условия эмиссии и обращения ГСО с фиксированным купоном – без привязки к инфляции, как планировалось ранее. Кроме НПФ и страховщиков к облигациям допустили Пенсионный фонд России и управляющие компании, работающие с пенсионными накоплениями соотечественников. Но инвесторов новые условия выпуска огорчили: без привязки доходности бумаг к инфляции вложения становятся невыгодными. Ведь ставки на рынке ниже инфляции.

Протестировать рынок Минфин планировал в октябре – ноябре 2004 г., но дебют сорвался. Вчера замдиректора долгового департамента министерства Александр Чумаченко объявил, что ждать осталось недолго – ГСО в объеме 35–40 млрд руб. будут выпущены во второй половине года. Все будет зависеть от того, когда ПФР начнет передавать управляющим компаниям очередную порцию пенсионных накоплений россиян, пояснил Чумаченко “Ведомостям”.

Инвесторов, по словам чиновника, ждут два выпуска облигаций со сроком обращения восемь лет. Первый предназначен для государственной управляющей компании, функции которой сейчас выполняет Внешэкономбанк, и будет размещен по закрытой подписке, второй – для частных компаний и фондов – может быть размещен на рынке. В обоих случаях размещение пройдет на рыночных условиях, подчеркнул Чумаченко.

“Не вижу особого преимущества по сравнению с обычными ГКО-ОФЗ, – недоумевает управляющий портфелем облигаций “Атон-менеджмента” Андрей Килин. – Доходность одинаковая, а ликвидности никакой”. Вторичная торговля бумагами не предусмотрена, соглашается Чумаченко, инвесторы смогут избавиться от ГСО двумя способами – предъявив их к досрочному погашению или обменяв на аналогичные по срокам ОФЗ.

Но для инвесторов важнее доходность. Сейчас даже самые длинные госбумаги с погашением в ноябре 2021 г. приносят всего 9% годовых, а инфляция только за четыре первых месяца этого года составила 6,5%. “Нам такие вложения не очень интересны, – говорит Килин, – хотя мы вынуждены вкладывать в них деньги из-за жестких требований [к размещению пенсионных накоплений]”. Из-за низкой доходности НПФ Электроэнергетики, по словам вице-президента фонда Андрея Железнова, вложил в госбумаги менее 5% своих резервов. “[Если ставки по ГСО будут сопоставимы со ставками ОФЗ, то] сильно раздувать портфель [госбумаг] не имеет смысла”, – указывает он.

Чумаченко считает, что инвесторов привлекут более низкие инфраструктурные издержки, чем при покупке ГКО-ОФЗ. “Комиссия по госбумагам и так невелика – всего несколько сотых процента”, – отмечает Килин, сомневающийся в том, что инвесторы клюнут на предложение чиновников. Впрочем, он уверен, что новые облигации найдут своего покупателя. Им станет ВЭБ, который пока может вкладывать деньги только в госбумаги. ВЭБу идея Минфина пришлась по душе. “Нам ликвидность понадобится не раньше 2022 г., когда начнутся первые выплаты [пенсий]”, – говорит начальник департамента управления пенсионными накоплениями банка Александр Попов. ГСО интересны возможностью зафиксировать доходность и не переоценивать портфель до погашения бумаг, отметил он.