За китайскими грибами


“Мы намерены приобрести предприятие по выращиванию грибов и производству грибных консервов в китайском городе Даляне и производство фруктовых консервов”, – сообщил “Ведомостям” вернувшийся из Китая председатель совета директоров “ПомидорПрома” Максим Протасов. По его словам, российский консервный холдинг уже полгода тестирует продажи консервированных ананасов, персиков и шампиньонов под маркой “Огородников”, которые по его заказу производят несколько заводов в китайских провинциях Щамень и Хайнань и в Таиланде. Сейчас продажи фруктовых консервов в обороте холдинга достигли 15%.

Представитель “ПомидорПрома” в Китае Джан Чен подтвердил слова Протасова, уточнив, что российский холдинг ведет переговоры о покупке китайской компании Z&N, связаться с которой “Ведомостям” вчера не удалось. Протасов утверждает, что фруктовая консервация растет намного быстрее рынка плодоовощной консервации в целом, общий рост которой составляет 30% в год. Бывший регистратор объясняет свое желание приобрести бизнес в Китае более свободным по сравнению с Россией инвестиционным климатом и говорит о планах развивать в России сегмент “элитных грибов”, которые он хочет выращивать и консервировать в китайском Даляне.

Конкурентов планы Протасова по расширению бизнеса не пугают. “Наша компания работает с российскими лесными грибами, а в Китае преимущественно занимаются выращиванием “искусственных грибов”, – говорит Ринат Мухамедшин, коммерческий директор компании “Эко-продукт” (крупнейший российский производитель грибных консервов). Поэтому, по его мнению, понятия “китайские грибы” и “элитность” несовместимы. “А на рынке искусственно выращенных грибов сложно придумать что-то новое”, – поясняет Мухамедшин. Не видит особого смысла покупать бизнес в Китае или в Юго-Восточной Азии и председатель совета директоров группы компаний “Русское поле” (дистрибьютор овощных консервов) Тигран Телунц. “Мировая конъюнктура постоянно меняется, и если сегодня выгоднее производить консервы из ананасов в Китае, то завтра заказ в Таиланде может оказаться дешевле”, – говорит он.

Еще один новичок на рынке овощной консервации – “Балтимор-холдинг”, по словам менеджера по связям с общественностью холдинга Натальи Чаптыковой, предпочитает заниматься консервированными горошком и кукурузой, на долю которых приходится до 70% рынка. “Грибы мы точно делать не планируем, а по фруктам пока сказать сложно”, – говорит она. А председатель совета директоров “Балтимора” Алексей Антипов заявил “Ведомостям”, что не верит в успешность проекта “ПомидорПрома” в целом. “За три года существования “ПомидорПрома” конкуренции с ними мы не ощутили”, – согласен с Антиповым и Телунц.