Заполыхал Узбекистан


В ночь с четверга на пятницу группа вооруженных оппозиционеров захватила тюрьму в Андижане (город расположен в Ферганской долине, в нем примерно 400 000 жителей), освободила около 2000 находившихся там заключенных, а затем установила контроль над центральной частью города, включая здания областной администрации и мэрии. По данным директора информационного агентства Fergana.ru Даниила Кислова, мятежникам удалось также захватить расположенную в городе воинскую часть и разграбить ее арсенал. Как сообщила пресс-служба Каримова, в ходе штурма тюрьмы погибли девять человек, 34 ранены.

Мятеж, по мнению большинства экспертов, был спровоцирован началом судебного процесса над арестованными ранее 23 жителями, подозревавшимися в принадлежности к запрещенной исламской группировке “Акромия”. Первые акции протеста около здания суда в Андижане прошли еще во вторник.

“Акромия” создана в 1995-1996 гг. андижанским бизнесменом Акрамжоном Юлдашевым. Сам он в настоящее время находится в заключении. По словам эксперта Института религии и политики Егора Энгельгарда, “Акромия” является ответвлением известной международной исламистской партии “Хизб-ут-Тахрир”, членом которой в 1980–1990-е гг. был Юлдашев. Группа поддерживает выдвигаемый “Хизб-ут-Тахрир” проект объединения центральноазиатских стран в единое исламское государство – халифат. Но по мнению профессора МГИМО Сергея Лузянина, “события в городе, вероятно, лишь частично связаны с религиозным фактором, главную роль играет высокая социальная напряженность в Ферганской долине”.

С утра в Андижане начался митинг оппозиции, на котором выдвигались требования отставки Каримова, проведения политических реформ. Один из лидеров оппозиционеров, связался по телефону с редакцией Fergana.ru и призвал “руководство России и лично Владимира Владимировича Путина” вмешаться в ситуацию и выступить в качестве посредника в переговорах между властью и оппозицией. Имя звонившего не сообщается. Косвенный ответ последовал от спикера Госдумы Бориса Грызлова, который заявил, что ситуация в Андижане “полностью находится в плоскости, которую регулирует Уголовный кодекс”.

Утром же узбекские власти начали сообщать, что им удалось установить контроль над городом. Однако, по утверждениям находившихся в городе журналистов, днем оппозиция продолжала митинг, хотя сам Андижан был блокирован подразделениями силовых структур. Как рассказала “Ведомостям” жительница Андижана, попросившая не упоминать ее имя, около 16.00 МСК в направлении центра выдвинулась колонна из полутора десятков бронетранспортеров правительственных сил, их сопровождали несколько вертолетов, после чего из района занятой мятежниками мэрии послышалась стрельба из тяжелого оружия. По информации “Интерфакса”, войска разогнали митинг. В 20:45 МСК жительница Андижана сообщила, что здание обладминистрации занято правительственными силами, однако в ряде районов города продолжаются перестрелки. “Интерфакс” со ссылкой на другого жителя города сообщает, что в ходе штурма обладминистрации погибли взятые мятежниками в заложники руководители различных областных подразделений, в том числе прокуратуры, милиции и службы национальной безопасности.

“События в Андижане, вероятно, вдохновлены недавним переворотом в Киргизии”, – предполагает Лузянин. Переворот в соседней стране, начался с выступлений оппозиции в городах Оше и Джалал-Абаде. Ош, киргизский город с преимущественно узбекским населением, расположен всего в 60 км от Андижана. “События в Узбекистане гораздо опаснее для стабильности в Центральной Азии, чем недавний переворот в Киргизии, – уверен Дмитрий Александров из Российского института стратегических исследований. – Если властям не удастся быстро стабилизировать ситуацию в городе, волнения могут охватить всю семимиллионную Ферганскую долину”.