Бе-200 не улетит от “Иркута”


В пятницу “Иркут” сообщил, что его доля в ТАНТК имени Бериева выросла с 39,57% до 54,2%. По словам пресс-секретаря “Иркута” Елены Федоровой, эти 14,63% акций “были приобретены на рынке”, сумму сделки компания не раскрывает. Причиной, которая убедила “Иркут” установить полный контроль над ТАНТК, Федорова называет необходимость контролировать продвижение самолета-амфибии Бе-200. “Это наш основной гражданский проект, куда мы вложили около $200 млн, и основной проект ТАНТК, – говорит Федорова. – Контролировать работу над ним в условиях несовершенства законодательства по охране интеллектуальной собственности можно только через контроль над предприятием-разработчиком”.

Однако менеджер одного из предприятий авиапромышленности, знакомый со стратегией “Иркута”, говорит, что “Иркут” купил то, что осталось от бывшего 13,56%-ного пакета ТАНТК, принадлежавшего госхолдингу “Госинкор”, а также докупил некоторое количество акций у менеджеров ТАНТК. “Иркуту” пакет обошелся в сумму, не превышающую $10 млн, считает собеседник “Ведомостей”.

“Госинкор” был упразднен по решению правительства в феврале 2003 г., а в апреле его пакет акций ТАНТК был продан неким офшорным фирмам, говорит менеджер. В 2004 г. местное управление Минимущества даже выиграло в ростовском арбитраже иск о возврате пакета государству. Однако, говорит собеседник “Ведомостей”, пакет был распылен и многократно перепродан, так что “Иркут” вполне может заявить о том, что является его добросовестным приобретателем. В Росимуществе получить комментарий не удалось. В “Иркуте” эту информацию комментировать также не стали. Федорова лишь подчеркнула, что никаких незаконных действий компания с акциями ТАНТК не совершала.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, программа Бе-200 действительно важна для “Иркута”. В перспективе корпорация намерена довести доходы от продаж амфибии до 50% от своей выручки. Для продвижения самолета на внешнем рынке “Иркут” заключил соглашение с концерном EADS. Поэтому получение полного контроля над результатами НИОКР по самолету и было важнейшей целью сделки, говорит эксперт.