Розничная торговля в Санкт-Петербурге: Вместе легче


В начале апреля сеть магазинов cash & carry “Лента” договорилась с британской сетью Kingfisher, развивающей сеть магазинов DIY под маркой Castorama, о совместном освоении участка земли площадью около 10 га на Дальневосточном проспекте. К весне 2006 г. компании рассчитывают построить здесь свои торговые центры.

Лента” специально взяла в аренду вдвое больше земли, чем необходимо для строительства одного магазина, говорит предправления компании Олег Жеребцов. Соседство с магазином британской сети привлечет больше покупателей, считает он. При удачном сочетании форматов альянс может поднять посещаемость каждого магазина на 20–30%, соглашается директор петербургского офиса консалтинговой компании Colliers International Борис Юшенков.

В регионах петербургский ритейлор также ищет участки с “запасом”, чтобы предложить потенциальным партнерам их совместное освоение. Соседом может быть как британская розничная сеть, так и другая компания, с которой “Лента” сейчас ведет переговоры, сказал Жеребцов. Но ее название он не сообщил.

Сеть бытовой электроники “Телемакс”, которая уже летом собирается открыть свой первый магазин в Москве, договорилась о партнерстве с “Пятерочкой”. Магазины партнеров будут располагаться в одном здании. В “Телемаксе” надеются, что союз с известной продовольственной сетью магазинов позволит увеличить посещаемость торговых точек в разы, говорит директор по маркетингу “Телемакса” Илья Гамов. “Продукты питания люди покупают гораздо чаще, чем бытовую технику. Если покупатели привыкнут приходить за продуктами в один магазин, то и бытовую технику они, скорее всего, купят там”, – пояснил он. В “Пятерочке” отказались комментировать этот проект.

Несмотря на очевидные преимущества альянсов, существуют и риски такого партнерства. Компаниям приходится согласовывать сметы, совместно управлять строительством объектов, говорит гендиректор компании “Центр развития проектов “Петербургская недвижимость” Илья Еременко.

Но участников рынка больше беспокоят другие риски. Очень дорого может обойтись ошибка в выборе партнера, считает Жеребцов. В связке “продуктовый магазин плюс магазин бытовой техники” последний рискует попасть в зависимость от партнера, добавляет Гамов. “Если продуктовый магазин не будет пользоваться популярностью, дела пойдут плохо и у нас”, – говорит он. С петербургскими ритейлорами соглашается и Дмитрий Куприянов, гендиректор московской сети магазинов детских товаров Banana-mama babies & kids stores, которая открывает магазины в регионах совместно с “Эльдорадо” и сетью салонов оптики “Смотри”.

Другой риск альянса – возможность продажи одним из партнеров своего бизнеса, считает Еременко. “От этого не застрахован никто, поэтому важно строить такие проекты на взаимном доверии, грамотном управлении и четкой прозрачной договорной базе”, – советует он.

Эксперты считают, что за альянсами будущее сетевой торговли. Петербургский розничный рынок пока значительно отстает от московского и по масштабу, и по опыту, считает Еременко. Немногочисленные операторы пока предпочитают действовать самостоятельно, так как не испытывают достаточного доверия друг к другу. Но желание увеличить прибыли подтолкнет их к сотрудничеству, прогнозирует Еременко. Как только в Петербурге начнется жесткая конкуренция между ритейлорами, появятся и новые альянсы, добавляет менеджер по маркетингу консалтинговой компании “Астера” Наталья Малеева.

Но альянсы между торговыми сетями не являются распространенным явлением и для столицы, считает директор департамента торговой недвижимости московского офиса компании Colliers International Максим Гасиев. Он смог вспомнить лишь торговый центр “Лига” в Химках, построенный компанией “Русские торговые сети”, созданной совместно сетями “М.Видео”, “Спортмастер” и “Старик Хоттабыч”.