Волошина обвиняют


Свои выводы подкомитет по расследованиям основывает на показаниях бывших иракских руководителей, в том числе экс-вице-премьера Тарика Азиза. 21 апреля тот сообщил сенаторам, что Хусейн приказывал вознаградить Россию за то, что она заблокировала в 2000 г. голосование в Совете Безопасности ООН по вопросу введения дополнительных санкций против Ирака. “В результате режим Хусейна вознаградил русских высокой долей квот на экспорт нефти, а также контрактами на поставку гуманитарных товаров [в Ирак]”, – утверждается в докладе. Одним из главных получателей квот в России американские сенаторы считают “российский президентский совет”. Этому “совету” иракцами, как показал Азиз, были переданы квоты на 90 млн баррелей нефти в период с 2000 по 2003 г., примерный объем полученной прибыли мог составить около $3 млн. Непосредственными получателями этих квот называются бывший руководитель президентской администрации Александр Волошин или его якобы доверенное лицо Сергей Исаков. Причем большая часть квот была передана именно Исакову – из предназначавшихся “президентскому совету” 90 млн баррелей он получил почти 85 млн. Согласно докладу, Исаков занимает пост председателя совета директоров “Русской инженерной компании”. А по информации некоторых российских СМИ, он возглавляет “Ассоциацию дружбы и сотрудничества России и Ирака”. Связаться с ним не удалось.

О “близкой дружбе” Исакова с Волошиным сенаторам стало известно из “интервью с высокопоставленным чиновником режима Хусейна”. Наладив отношения с членами “совета”, иракцы рассчитывали воздействовать на решения, принимаемые российским президентом, утверждается в докладе. Для передачи квот российским политикам использовалась небольшая техасская нефтяная компания Bayoil. (Ее владельцу Дэвиду Чалмерсу еще 14 марта было предъявлено обвинение в незаконных сделках с правительством Хусейна.)

“Президентский совет был создан в 1993 г. как консультативный орган при главе государства. Однако его политическое влияние свелось к нулю еще в середине 1990-х гг., а в апреле 2001 г. он был распущен и ликвидирован, – напоминает Алексей Макаркин из Центра политических технологий. – В 1999–2003 гг., когда Волошин возглавлял администрацию, совет ни разу не собирался”.

“Авторы доклада, вероятно, просто ошиблись в терминологии, они имели в виду администрацию президента”, – считает директор Московского центра Карнеги Эндрю Качинс. С председателем подкомитета Нормом Коулманом вчера связаться не удалось.

С Волошиным вчера связаться не удалось. А информированный источник, ранее работавший в администрации президента, не смог вспомнить Исакова. “Среди тех, с кем работал Волошин, такого не было”, – говорит он. Бывший чиновник предполагает, что “скорее всего кто-то в Ираке прикрылся именем Волошина, так он [Волошин] и попал в эти списки”. Источник напоминает, что “вокруг программы “Нефть в обмен на продовольствие” вертелось много бизнесменов, и не исключено, что кто-то из них называл имена крупных российских чиновников, чтобы произвести впечатление на иракцев”.