Долгий приговор


На второй день чтения приговора меры безопасности вокруг здания Мещанского суда были еще более усиленными, чем в первый. Посторонние машины к зданию не пропускали, а по периметру здания появились милицейские кордоны с металлодетекторами. Внутрь оцепления после досмотра пропускали лишь журналистов. Непосредственно возле здания суда и на противоположной стороне улицы было выставлено многочисленное (по сравнению с первым днем) оцепление, а во всех прилегающих переулках – автобусы с дополнительными подразделениями (только с одной стороны корреспондент “Ведомостей” насчитал их восемь) и пожарные машины. Были даже кинологи с собаками.

К 10.00 МСК на противоположной стороне начали собираться люди. В основном среднего возраста, но встречались и пенсионеры, всего их было около полутора сотен. Примерно через 15 минут они развернули плакаты с лозунгами вроде “Богатство Ходорковского – наша нищета”. Один из плакатов призывал президента Владимира Путина защитить протестующих от Ходорковского. На все вопросы, кто же они такие и что тут делают, пикетчики заявляли, что “про мероприятие узнали вчера из сообщений по телевизору и радио” или что “шли мимо по улице, увидели плакаты, согласились с их содержанием и решили постоять рядом”.

По словам сотрудников милиции, пикет был санкционирован на период с 10.00 до 15.00 МСК. Но выяснить, кто его организатор, не удалось: сотрудник префектуры ЦАО Елена Полякова, в чьем ведении находятся публичные акции, ответила “Ведомостям”, что “префектура не разглашает имена заявителей”.

“Болельщиков” Ходорковского внутрь оцепления не пропустили, 15 человек были задержаны.

В зале суда тем временем продолжалось монотонное чтение приговора. “Атмосфера такая, что мы засыпаем, потому что знаем, что скажут дальше”, – описывал в перерыве адвокат Ходорковского Юрий Шмидт. Вчера судьи закончили перечислять, в чем, по их мнению, вина подсудимых установлена: незаконное завладение 44% акций ОАО “НИУИФ”, незаконный возврат налоговой переплаты из бюджета, незаконное изъятие средств “ЮКОСа” и перечисление их на счета структур, подконтрольных предпринимателю Владимиру Гусинскому, уклонение от уплаты налогов. В понедельник суд уже объявил, что установил вину еще по шести эпизодам. В приговоре, по словам адвокатов, пока повторяются практически все пункты обвинительного заключения. Суд не высказался лишь по эпизоду приватизации 20% акций мурманского ОАО “Апатит”, по которому в прошлом году истек срок давности.

Затем судьи начали оглашать доказательства, полученные в ходе процесса. По словам адвоката Лебедева Евгения Бару, оценок позиции подзащитных и защиты “пока не дается”.

В 13.30 МСК суд объявил новый перерыв до 10.30 сегодняшнего утра, не успев зачитать доказательства даже по первому эпизоду – приватизации 44% ОАО “НИУИФ”.

Суд действует в своем праве. Закон и судебная практика не регламентируют, сколько времени судьи должны ежедневно посвящать чтению приговора, поясняет адвокат Борис Абушахмин.

“Все разумные расчеты показывали, что оглашение приговора никак не могло продлиться более трех дней”, – все равно недоумевал Шмидт. Если в понедельник он говорил, что оглашение приговора может затянуться до конца недели, то вчера практически все защитники сказали, что, возможно, это продлится до конца месяца.

Когда оглашение приговора будет растянуто на две-три недели, “общественный глаз замылится”, накал страстей вокруг этого события начнет спадать, считает президент агентства “Р.И.М.” Игорь Писарский. “Если судейские сознательно действуют столь технологично, то это тонкая драматургия, я удивлен”, – поделился он впечатлениями вчера. А вот Олег Матвейчев из Bakster Group, напротив, убежден, что власти опять “помогают” Ходорковскому, Лебедеву и их пиарщикам, “растянув медиажизнь приговора на неделю, а то и на две, сделав из него главное событие месяца”. По мнению Матвейчева, для властей было бы правильно, если бы приговор огласили в один день и экс-юкосовцы не получали бы каждый день информационный повод.